Атомщики теряют свободу


Минатом намерен до конца 2000 г. получить контроль над всей финансовой деятельностью российских АЭС. В прошлом году оборот девяти атомных станций превысил 20 млрд руб., причем в министерстве уверены, что 15 - 20% этой суммы теряются из-за бартера и на взаимозачетах. Соответственно ежегодно 3 - 4 млрд руб. оседают на счетах различного рода посредников.

Госконцерн "Росэнергоатом", возможно, будет преобразован в государственное унитарное предприятие "Единая генерирующая компания" (ЕГК), которое включит в себя, по всей видимости, и пока самостоятельную Ленинградскую АЭС. Сейчас обоснование этого проекта проходит согласование в федеральных ведомствах. По мнению замминистра атомной энергии, куратора проекта Булата Нигматулина, намеченное преобразование позволит снизить издержки в атомной энергетике на 15 - 20% и существенно повысить управляемость АЭС.

В рамках ЕГК будет образована единая сбытовая компания, поэтому финансовые потоки АЭС станут прозрачными. Новая компания сконцентрирует средства, например, для обновления стареющей Кольской АЭС за счет более молодых станций. В ЕГК появится жесткое планирование деятельности атомных станций, бюджетирование их расходов. Директора будут вынуждены защищать свои расходы. Как считает Нигматулин, сейчас "Росэнергоатом" как эксплуатирующая организация слабо контролирует хозяйственную деятельность станций. Однако реакция руководства последних на инициативы Москвы оказалась достаточно осторожной.

Замдиректора Ленинградской АЭС по связям с общественностью Александр Костин предпочел не комментировать последствий создания ЕГК до получения документов по ней. Анонимный источник на другой атомной станции в целом поддержал проект, который позволит концентрировать финансовые ресурсы и направлять их прицельно на наиболее нуждающиеся объекты. Источник лишь высказал опасение, что в рамках ЕГК станции могут лишиться некоторых социальных льгот.

Директор Смоленской АЭС Сергей Крылов заявил "Ведомостям", что существует не один, а несколько вариантов создания ЕГК, которые до сих пор широко обсуждаются. Поэтому еще не факт, что станции потеряют финансовую самостоятельность. По мнению Крылова, главной целью создания новой компании должна стать не оптимизация финансовых потоков, а обеспечение безопасности станций.

Руководитель департамента Федеральной энергетической компании Владимир Милов подтвердил, ФЭК будет проще устанавливать тариф единой компании, чем иметь дело с россыпью из девяти станций.

Однако прозрачность самой ЕГК, по мнению Милова, снизится - при утверждении тарифа ФЭКу придется скорее всего довольствоваться сводной отчетностью по затратам вместо первичных документов станций. И все же Милов считает, что ЕГК станет более эффективным механизмом, чем "Росэнергоатом", который "является ненужным посредником между федеральным центром и станциями".