"Газпром" может продать металлургические активы


- В последнее время много говорится о том, на каком металлургическом предприятии разместить стан-5000 - комплекс по производству труб большого диаметра для "Газпрома". ОЭМК был одним из основных претендентов на этот заказ. Как вы относитесь к тому, что Минэкономики решило разместить стан на НТМК? - Стан-5000 - последний проект, которым я активно занимался. Я знаю всю эту кухню. И могу вам прямо сказать: решение выбрать НТМК было принято лично министром экономики Шаповальяцем. Андрей Георгиевич, мягко убаюкивая всех остальных претендентов на размещение стана, ввел их в заблуждение. Хотя у него было письмо Вяхирева, в котором говорилось, что "Газпром", главный заказчик стана, считает предпочтительным его размещение на ОЭМК. И готов финансировать его строительство в Старом Осколе.

На прошлой неделе в металлургическом холдинге "Газпрома" произошли серьезные изменения. Дочернее предприятие газового концерна - "Газпроминвестхолдинг ", которому, совместно с рядом дружественных структур принадлежат Оскольский электрометаллургический комбинат и Лебединский ГОК (крупнейший в Европе), возглавил предприниматель Алишер Усманов, который ранее занимал должность первого заместителя генерального директора "Газпроминвестхолдинга".

Первое упоминание о предпринимательской деятельности в его официальной биографии относится к 1990 г., когда 37-летний бизнесмен стал первым заместителем генерального директора ЗАО "Интеркросс". Долгое время Усманов избегал общения с прессой, хотя и являлся организатором ряда крупных сделок, связанных с металлургией, нефтью и алмазами. (В этих проектах он выступал от лица ранее возглавляемой им компании "Интерфин", а впоследствии - в качестве одного из руководителей "Газпроминвестхолдинга".) Возглавив 100% -ную газпромовскую "дочку", Усманов намерен выйти из руководства промышленных предприятий, в покупке которых принимал непосредственное участие. По его словам, "Газпроминвестхолдинг "может даже расстаться с уже приобретенными металлургическими активами, передав их другой управляющей компании и - частично - продав стороннему инвестору. Подведомственная Алишеру Усманову структура будет заниматься другими проектами, возможно связанными с покупкой новых промышленных активов (и в том числе созданием интернет-биржи для торговли продукцией черной металлургии предприятий России, СНГ и Восточной Европы).

Акционерами компании "Интерфин" являются Middlesex Holdings (40%), "Газпром" (20%)и Оскольский ЭМК (20%), а также менеджмент компании.

"Интерфин" совместно с рядом аффилированных и дружественных структур владеет 75% Оскольского электрометаллургического комбината (ОЭМК), а совместно с "Газпроминвестхолдингом" - порядка 80% Лебединского ГОКа.

"Интерфин" владеет также 50% -ным пакетом фирмы "В. А. Инвест" (остальные 50% находятся в собственности "ЛУКОЙЛа"). В свою очередь компании "В. А. Инвест" принадлежит 57,8% акций АО "Архангельскгеолдобыча" (АГД), которое обладает лицензией на разработку Верхотинского алмазоносного участка, чьи запасы оцениваются как минимум в $4 млрд. АГД владеет 50% -ным пакетом акций в СП "Алмазный берег " (еще 40% акций этой компании принадлежат канадской Archangel Diamond Corporation, 10% - австралийской IBME), созданном специально для разработки Верхотинского участка.

- Что изменится с назначением вас главой "Газпроминвестхолдинга"? - "Газпроминвестхолдинг "перестанет быть собственником металлургических активов и управляющей компанией. Для управления металлургическими и горно-обогатительными предприятиями будет создана новая компания, основу которой составит "Интерфин".

Будет подобрана хорошая компания управленцев. Сегодня ОЭМК, ЛГОК и другие предприятия, входящие в группу "Интерфин Газпроминвестхолдинг ", производят продукции на $1 млрд. Этого уже достаточно для начала, а там новая команда будет решать, как им расширять свое присутствие в металлургическом секторе. Новую команду, скорее всего, будет возглавлять Лев Кветной, генеральный директор Оскольского ЭМК. Во всяком случае, мы будем его просить об этом.

- Вы сохраните должности в промышленных предприятиях? - Из всех прежних видов бизнеса - металлургии, нефти, алмазов - я ухожу. На ближайших собраниях акционеров Лебединского ГОКа, Оскольского электрометаллургического комбината, "Архангельскгеолдобычи" и СП "Алмазный берег "я выйду из советов директоров этих компаний. Я также ухожу из "Интерфина".

- Чем же вы будете заниматься? В чем будет заключаться ваша роль? - Моя? За два года работы ОЭМК и Лебединский ГОК фактически вышли на 100% -ную оплату поставок газа: 50% идет живыми деньгами, 50% - необходимой для "Газпрома" продукцией. Это большой успех, особенно если учесть, что в то время, когда мы только начинали заниматься металлургией, металлургические короли платили "Газпрому" живыми деньгами только 10 - 15% от объема потребленного. А в себестоимости их продукции доля затрат на газ колебалась в пределах 20%. В то же время 90% продукции шло - да и сейчас идет - на экспорт, приносит живые деньги. Иначе говоря, металлургические короли утаивали деньги, заставляя "Газпром" фактически осуществлять их беспроцентное кредитование, или, так сказать, создавать им райские уголки за свой счет. Чтобы выжить, "Газпрому" было просто необходимо на некий переходный период установить контроль над платежами российских потребителей газа, и прежде всего над такими крупными должниками, как металлургические предприятия. Теперь нужно, чтобы процент денежных платежей рос и дальше. Чтобы приобретенные акции приносили дивиденды для "Газпрома". Чтобы потребление газа в металлургическом секторе сохранилось на текущем уровне. Я должен обеспечить "Газпрому" возврат вложенных в металлургические предприятия средств с прибылью. Но свою главную задачу - использовать инвестиционные возможности "Газпрома" для изменения сложившейся ситуации с неплатежами "Газпроминвестхолдинг "выполнил. Теперь начинается совершенно новый этап развития этой структуры.

- Много ли "Газпром" вложил денег в покупку металлургических предприятий? - На самом деле меньше, чем многие думают, - несколько десятков миллионов долларов.

- В конце прошлой недели РФФИ распространил сообщение о том, что 10% акций ЛГОКа были куплены Новолипецким меткомбинатом. Не могли бы вы прокомментировать этот факт? - Это новость, которую я впервые услышал от вас. Что ж, Новолипецкий так Новолипецкий. Милости просим.

- Вы сказали, что "Газпроминвестхолдинг "перестает быть собственником ОЭМК и ЛГОКа. Кому перейдут эти акции? - Новой управляющей компании. Возможно, будут привлечены и другие стратегические инвесторы. Контрольные - более 50% пакеты акций наших предприятий не являются для нас священными коровами, мы не собираемся за них держаться с упорством идиотов. Если для развития наших предприятий потребуется продажа части акционерного капитала, то мы охотно продадим ее добросовестному инвестору.

- Чем же будет заниматься "Газпроминвестхолдинг "помимо обеспечения отдачи от купленных активов? - Новыми проектами, и не только в металлургии и горном деле. Одно из направлений - создание интернет-биржи для торговли металлургической продукцией.

- Странно слышать об интересе к интернет-проектам от вас...

- Ничего странного в этом нет. В России, по-моему, до сих пор не заметили, что весь остальной мир уже давно живет на другой экономической планете - в Интернете. Вот вам пример. Одна из крупных американских компаний, которая производит сталь, продала всего 10% акций в своей дочерней структуре, занимающейся онлайновой продажей и созданной всего лишь три года назад. И получила за это в пять раз больше, чем ее собственная капитализация.

- Но ведь это было в Америке и понадобилось три года...

- Ну и прекрасно, а куда нам торопиться? В России понадобится год.

- Все равно непонятно, на что вы при этом рассчитываете.

- Пройдет еще немного времени, и все западные потребители российской продукции будут осуществлять закупки через Интернет. Такова тенденция. По данным, например, Morgan Stanley, ожидается, что интернет-торговля сталью увеличится с $150 млн в 1999 г. до $32 млрд в 2001 г. Это реальность. Мировое производство стали сейчас - 855 млн т. Годовой оборот $500 млрд. Если потребители с совокупным спросом на $300 - 400 млрд обратятся к Интернету - куда наши заводы денутся? Куда они придут? К нам и придут, в том числе к нам.

- Кроме Интернета, чем еще будет заниматься "Газпроминвестхолдинг "? - Финансово-инвестиционной деятельностью в разных отраслях как в России, так и за рубежом.

- Вы не исключаете покупку акций других предприятий металлургии? - Нет, не исключаю.

- Как вы представляете себе нынешнее состояние черной металлургии? - Российская черная металлургия не избежит процесса консолидации. Сейчас сформировалось три основных металлургических центра. Во-первых, это "Северсталь", плюс северные горно-обогатительные комбинаты и партнер "Северстали" - Ижорский трубный завод. Во-вторых, это Магнитогорский металлургический комбинат и расположенный рядом сырьевой комплекс Казахстана. И в-третьих, два предприятия около Курской магнитной аномалии - мы, т. е.

ОЭМК и ЛГОК, и Новолипецкий меткомбинат. И хоть я и говорю часто, что мы несовместимы, на самом деле мы обречены на совместную работу. Все зависит от того, какие будут условия такой работы.

- А как же Нижнетагильский меткомбинат и крупный металлургический комплекс Кузбасса - КМК и "Запсиб"? - Там еще предстоит решение проблемы собственности. Там у местных властей есть программа выхода из процесса банкротства. Но, скорее всего, те, кто сегодня управляет процессом банкротства, - те и станут собственниками.

- Но ведь Оскольский ЭМК, по официальной версии Минэкономики, аффилирован с "Газпромом"? - ОЭМК не аффилирован с "Газпромом". Я не собираюсь сейчас обсуждать, почему именно. Вопрос не в этом. Вопрос в том, что только в нашей стране заказ на $1 млрд могут разместить на предприятии, у которого юридически непрозрачна структура акционерного капитала, у которого долгов на 6 млрд руб.

Мы представили много аргументов в пользу того, что стан надо размещать на ОЭМК. Но если всех их оказалось мало, то ни один человек не заставит меня думать, что решение не было тенденциозным. Это личный выбор министра экономики и больше никого - ни правительства, ни экспертной комиссии. Насколько я знаю, по результатам тайного голосования комиссии восемь против четырех было за Оскол.

- Вне зависимости от решения комиссии что собираетесь делать вы? - Мы рассматриваем возможность организации совместного предприятия для размещения стана, где бы контрольный пакет принадлежал "Газпрому", а остальное - поровну ОЭМК и ЛГОКу. У нас уже есть готовая площадка с подведенными коммуникациями, у нас сильно сокращены транспортные расходы между ГОКом и комбинатом, у нас электрометаллургическое производство, при котором получается более качественная сталь и значительно меньше нагрузка на окружающую среду.

Все преимущества на нашей стороне.