Советы МВФ вредны для экономики


2 июля 1997 г., когда произошел обвал тайского бата, считается началом финансовоэкономического кризиса в странах Юго-Восточной Азии.

Сейчас их экономика восстанавливается. По данным МВФ, Таиланд не нуждается в новых кредитах в дополнение $17,2 млрд, выделенным на преодоление кризиса. А кредиты Всемирного банка странам региона будут в этом году сокращены вдвое.

Все это хорошо. Однако, прежде чем ветры забвения сотрут из памяти споры об эффективности валютных режимов в азиатских странах в 1997 - 1998 гг., по ушедшему кризису стоит произнести надгробное слово. Это может оказаться полезным.

Перед кризисом в Индонезии, Малайзии, Южной Корее и Таиланде существовала система скользящей привязки; она предполагает гибкую фиксацию валютного курса с регулярными изменениями курса или пределов его колебания. При такой системе денежные власти должны были постоянно регулировать валютный курс и объем денежной массы. Как показал опыт Мексики 1995 г., а в 1998 - 1999 гг. опыт России и Бразилии, в отсутствие драконовских мер по валютному контролю эта задача невыполнима. Белой вороной оставался лишь Гонконг с его системой фиксированного курса, при которой денежная масса не требует регулирования, поскольку равна объему валютных резервов.

Когда валюты азиатских стран "поползли" и в этих странах разразился финансовый кризис, они встали перед альтернативой. МВФ убеждал их перейти на плавающий курс, что, по мнению фонда, защитило бы их от глубокого экономического кризиса. К советам прислушивались с уважением - не в последнюю очередь потому, что взамен МВФ предлагал кредиты на преодоление кризиса. Другой вариант - введение фиксированного валютного курса - предлагали, в частности, такие выдающиеся экономисты, как Гэри Бекер, Милтон Фридман и Мертон Миллер (лауреаты Нобелевской премии), а также и автор этих строк в своей статье от 24 июля 1997 г.

Споры обострились в феврале 1998 г., когда президент Индонезии Сухарто назначил меня советником и приступил к рассмотрению вопроса о переходе на фиксированный курс с плавающего, введенного 14 августа 1997 г. Опасаясь, что введение фиксированного курса позволит добиться того же, что и всегда, - стабилизации национальной валюты, что, в свою очередь, усилит позиции самого Сухарто, администрация Клинтона и МВФ организовали массированную атаку на руководство Индонезии. В конце апреля Сухарто отказался от планов перехода на фиксированный курс рупии, а в мае был вынужден уйти со своего поста. Мишель Камдессю с полным на то правом смог включить в число достижений МВФ и такое: "Мы создали условия, при которых президент Сухарто был вынужден оставить свой пост". Но какой ценой для экономики Индонезии это было сделано! За исключением Гонконга (для которого начавшийся в 1974 г. эксперимент с плавающим курсом окончился ужасно, и 15 октября 1983 г. курс гонконгского доллара был зафиксирован относительно доллара США) все оказавшиеся в кризисе страны перешли на плавающий курс. И валюты их "поплыли" вниз. Если судить по такому показателю, как доля ВВП на душу населения, Гонконг меньше всех остальных стран пострадал от азиатского кризиса. Больше всех пострадали те, чьи валюты девальвировались в наибольшей степени после того, как эти страны стали реализовывать пагубные экономические идеи МВФ. (WSJ) Стив Ханке, профессор прикладной экономики в Университете Джона Хопкинса и председатель правления нью-йоркской компании Friedberg Mercantile Group