Сократят ли новые законы по ВЭД и валютному контролю отток капитала?


С одной стороны, и. о. президента и правительство показывают свое понимание того, что отток капитала - это некая экономическая реальность и с ней нужно бороться не чисто запретительными мерами, а создавать условия для привлечения инвестиций. На деле же все остается по-прежнему. Ужесточающие законы, которые отчасти и привели к тому, что у нас такой отток капитала, продолжают появляться. И я не думаю, что от нынешних будет какойто положительный результат просто будут придуманы новые схемы и усилится изворотливость. Тогда как меры, действительно необходимые для предотвращения утечки капитала, - это экономическая стабильность, соблюдение прав акционеров, принятие закона о банкротстве кредитных организаций, закона об аффилированных лицах.

Юрий Кафиев

Принять можно все, что угодно; вопрос в том, будет ли это строго выполняться. Вообще, тот отток капитала, который проходит в платежном балансе, можно разделить на две главные составляющие: отток по линии внешней торговли и отток по линии финансовых операций. Отток капитала по внешнеторговым операциям по нашим оценкам за 1999 г. составил около $10 млрд. Это примерно 9% от внешнеторгового оборота. Но надо заметить, что вместе с тем наблюдается тенденция снижения утечки капитала именно по этому направлению. Вот почему принятие законопроекта о регистрации внешнеторговых сделок может оказаться как раз тем случаем, когда лучшее враг хорошего. Можно добиться того, что объем экспорта упадет или увеличится неорганизованный импорт. И при наметившейся благоприятной тенденции надо быть тем более осторожным, чтобы не снизить торговое сальдо. Совсем другая картина на блюдается с оттоком капитала по линии финансовых операций. В 1999 г. этот отток, по нашим данным, составил порядка $6 млрд. Но по финансовой линии, наоборот, замечена тенденция роста утечки капитала. И как раз здесь стоит принимать активные меры. На мой взгляд, лучше создавать такие условия, которые бы позволили бегущему капиталу оставаться в России, т. е. принимать меры, связанные со стабильностью и предсказуемостью экономики в будущем, обеспечивать гарантии инвесторам. Это будет куда эффективнее, чем принятие административных мер.

Сергей Пухов

Как любые административные меры, они, может быть, и помогут, но только на какое-то непродолжительное время. Проблемы они не решат однозначно, тем более что пока никакого принципиально нового подхода в сфере борьбы с утечкой капитала не видно. Помочь могут только улучшение экономической ситуации и гарантии хозяйствующим субъектам нормальных прав и правил игры, а также гарантии инвесторам. Вот если бы наряду с введением ограничительных мер шла активная работа по оздоровлению экономической ситуации в целом, тогда это было бы нормально. И сами меры после проведения необходимых преобразований можно было бы отменить. А в данном случае я не вижу возможности говорить о какихто серьезных изменениях.

Александр Астапович

Как любые административные меры, они, может быть, и помогут, но только на какое-то непродолжительное время. Проблемы они не решат однозначно, тем более что пока никакого принципиально нового подхода в сфере борьбы с утечкой капитала не видно. Помочь могут только улучшение экономической ситуации и гарантии хозяйствующим субъектам нормальных прав и правил игры, а также гарантии инвесторам. Вот если бы наряду с введением ограничительных мер шла активная работа по оздоровлению экономической ситуации в целом, тогда это было бы нормально. И сами меры после проведения необходимых преобразований можно было бы отменить. А в данном случае я не вижу возможности говорить о какихто серьезных изменениях. они были предложены Думе на первое чтение, чересчур уж большие полномочия оставляют правительству. Поэтому я думаю, что ко второму чтению эти законы будут сильно подправлены. Можно, конечно, спорить о том, насколько они адекватны, но появление таких законов на текущий момент, наверное, неизбежно. Ведь правительство понимает, что когда цены на нефть начнут падать, то сальдо торгового баланса начнет сокращаться и для того, чтобы это каким-то образом компенсировать, необходимо будет предпринимать действия по улучшению ситуации с оттоком капитала. Правда, тут возникает еще один тактический вопрос: какой будет реакция МВФ? Потому что, безусловно, для фонда неприемлемо такое жесткое регулирование внешнеэкономической деятельности.

И возможно, это впоследствии сильно осложнит переговоры с фондом.

Алексей Заботкин

Меры по регулированию внешнеторговой деятельности уж точно неблагоприятны. Если они будут введены, то это приведет к существенным проблемам как для экономических операторов, так и для государства. Дело в том, что эти меры в зависимости от их формы могут противоречить имеющимся международным обязательствам России и будут существенно препятствовать присоединению России к ВТО. Их эффективность тоже сомнительна.

Потому что регистрация внешнеторговых сделок потребует огромного увеличения чиновничьего аппарата - со всеми вытекающими отсюда последствиями, а во-вторых, контроль за регистрацией, за их исполнением лишит экономических операторов способности нормально, конкурентоспособно торговать. То есть привлекательность России в точки зрения торгового партнера существенно снизится.

Максим Медведков