"До Авроры я еще не доросла"


В открывшем балетную афишу "Золотой маски" мариинском спектакле модного хореографа Алексея Ратманского настоящим событием стала последняя миниатюра - "Средний дуэт" на музыку из "Средней симфонии" мизантропического петербургского композитора Юрия Ханина (в программке обозначенного как Ю.

Ханон). Во многом - благодаря первой исполнительнице женской партии Дарье Павленко.

В табели о рангах Мариинского театра Павленко числится артисткой кордебалета. Но времени скучать в массе 32 лебедей у нее нет. В репертуаре танцовщицы - Прелюд, Мазурка и Седьмой вальс в "Шопениане", Фея Сирени и Принцесса Флорина в "Спящей красавице", Мария в "Бахчисарайском фонтане" и еще несколько заметных партий. На этой неделе она дебютирует в роли Одетты-Одилии в мариинской постановке "Лебединого озера".

- В театре вашему поколению дан карт-бланш. Это облегчает жизнь? - Сейчас у нас нет балерин среднего поколения. Поэтому ставка делается на девочек. Это очень тяжело, потому что сначала ты сама себе устанавливаешь планку, а потом все ждут от тебя все более и более высокого уровня.

- Почему для "Среднего дуэта" выбрали именно вас? - С этим была целая история. Обычно у нас на репетиции нового спектакля вызываются сразу все солисты, а потом остаются те, у кого лучше получается.

Но так сложилось, что "Средний дуэт" репетировали только Жанна Аюпова с Исломом Баймурадовым. Второго состава не было. Тогда меня попросили зайти на репетицию. А я именно в то время готовила Гамзатти, это забирало все силы - она очень сложно давалась.

Поэтому на репетицию к Ратманскому я первый раз пришла за две недели до премьеры. Он встретил меня очень скептически. Главным было разобраться с порядком движений - казалось, я никогда его не выучу. Это был кошмар! На генеральной мы со Славой Самодуровым даже остановились - сбились и не могли вспомнить, что дальше. Костюм я увидела прямо перед спектаклем.

Но желание станцевать этот балет было очень велико, хотя мне сложно объяснить смысл этих бесконечно повторяющихся одних и тех же движений. Когда танцую его, во мне оживает что-то неведомое мне самой.

Вообще, когда в меня не верят, это подстегивает, я хочу доказать, что смогу. Но чем больше меня заставляют, тем сильнее сопротивляюсь.

- С Ратманским было сложно работать? - Наоборот, очень приятно. Он очень деликатный, тактичный. И сразу было видно, что ему с нами интересно. Репетиции шли каждый день до 10 вечера, я приходила домой без сил - но это было здорово! - Кто еще из современных хореографов вас привлекает? - Форсайт, Килиан, Ноймайер. Надеюсь, что когда-нибудь станцую их спектакли. Но это зависит не от меня. Наш театр - музей классики. Хотя, мне кажется, при этом нужно пробовать танцевать и современную хореографию.

Жаль, что в нашем репертуаре нет спектаклей советской классики, "Шурале" и "Спартака" Якобсона, к примеру. Не идут ни "Каменный цветок", ни "Легенда о любви" Григоровича...

- Вашего педагога Габриэлу Комлеву считают бескомпромиссной академисткой. Вам сложно было найти с ней общий язык? - Учась в школе, мы ходили на все спектакли, нам абсолютно все нравилось. Когда балерина делала 32 фуэте, задирала высоко ноги, была буря восторга. И мы занимались растяжкой, какими-то акробатическими вещами.

Сейчас обращаешь внимание совершенно на другое! Для меня в первую очередь важны не технические вещи, потому что балет - не только техника.

- Даша, а в детстве балет был вашим собственным выбором? - Выбора не было абсолютно никакого. Мне безумно нравилось танцевать, и я целенаправленно шла к своей профессии. Не помню, чтобы мне хотелось быть врачом, учителем или кемто еще. Моя старшая сестра Надя танцевала. И я во всем хотела быть, как она. С четырех лет начались бесконечные кружки в домах пионеров. Потом поступала в Московское училище (я москвичка), но меня, как до этого и Надю, не приняли. Тогда я - опять вслед за ней - поехала в Петербург.

- Весной, когда Мариинка готовила премьеру реконструированной "Спящей красавицы", все очень ждали вашего дебюта в партии Авроры.

- Я даже стояла в афише летом во время гастролей в Нью-Йорке. В октябре мне снова предложили станцевать спектакль. Но я отказалась - до Авроры я еще не доросла.

- А бывает, что идти на репетицию не хочется? - У меня бывает. Честно говоря, я не фанат - не могу все время думать только о балете. Когда выхожу из театра, мне надо отдохнуть, поговорить о чем-то другом. Очень люблю гулять по Петербургу. Просто идти по улицам. Иногда взгляну в какое-нибудь окно и думаю: когда же у меня будет собственный дом! Я живу в театральном общежитии, и мечта о своей квартире не покидает меня ни на день.

- Некоторые балерины любят смену ритмов и ходят после спектакля на дискотеку. А вы? - Сразу после спектакля чувствуешь огромный подъем, возбуждение никакой усталости. А через какое-то время уже не можешь шевельнуть рукой. Ляжешь - не спится. Так что дискотека не для меня.