Кутюрье для человека с улицы


Владимир Зубец - художник-модельер, который входит в элиту современной российской моды. Одновременно он - главный художник производственного объединения "Панинтер", которое выпускает недорогую молодежную одежду. По словам Владимира Зубца, ему все равно, кого одевать, - детей или пенсионеров, богатых или бедных.

- Если говорить не о показах, а об общем уровне умения подобрать себе одежду, то в чем разница между нами и Западом? - Во-первых, у них богатые люди, как правило, не демонстрируют своих материальных возможностей в одежде. Они не рассматривают себя как носителей дорогих лейблов. Во-вторых, у них строгие правила - как и куда нужно одеваться, а у нас кто во что горазд. У них есть менеджеры в офисах, которые следят за тем, чтобы женщина не появилась в одной и той же блузке два дня подряд. У нас она совершенно обоснованно возразит, что ей для начала надо платить так, чтобы она могла себе позволить эти блузки менять ежедневно...

У них культура потребления где-то на уровне хромосом, потому что несколько поколений привыкло к хорошей одежде с младенчества. Нам до этого далеко.

- Я ни разу не видела, чтобы модельеры сами носили одежду "от кутюр"...

- Может, есть какие-то модельеры, которые занимаются этим делом, чтобы себя одевать, но я таких не встречал. Меня вообще ничто не сможет заставить надеть смокинг, к примеру. Я считаю, что одеваться надо так, чтобы чувствовать себя комфортно. Если меня хотят видеть, то примут таким, каков я есть вне зависимости от существующих правил. Правда, это позволено только художникам. Художникам в широком смысле - всем творческим личностям.

- Вы являетесь автором всех разработок одежды, которая выпускается объединением "Панинтер"? - Я главный художник "Панинтера" и автор коллекций, которые начиная с 1998 г. мы делаем каждый сезон по "Линии 2000".

По сути, это то же, что и "Панинтер", поскольку делается почти из тех же материалов. В основном это трикотажные полотна, которые производятся здесь же в "Панинтере". За границей мы закупаем красители, часть сырья, бумагу для набивки. Мы стараемся пользоваться недорогими компонентами и делать достаточно привлекательную одежду по дизайну и доступную по цене.

- То есть вы используете отечественные ткани? - Когда можем, используем. Часто мы сами делаем ткани для своих моделей. Помимо наших мы любим работать с тканями немецкой фирмы "Дрефт" и итальянской фирмы "Миролио". Это неплохого качества ткани, цены на которые нас устраивают. Изделия из этих материалов получаются дороже, но не намного - их можно продавать среди прочей недорогой одежды. Еще мы используем высокотехнологичные волокна от фирмы Du Pont, которые отличаются тем, что, будучи синтетическими, обладают, если так можно выразиться, натуроподобностью.

- По внешнему виду? - Они и внешне напоминают натуральную ткань, и по воздействию на кожу не обладают эффектом синтетики. Ее невозможно отличить от натурального волокна, хотя стоит она, естественно, дешевле, чем натуральные ткани. К тому же она более ноская, практичная. Когда мы делали вещи для бутика, мы использовали натуральные ткани, купленные в Германии, в Италии. Но там цены были выше не то что в несколько, а в десятки раз.

- Сейчас вы перестали делать дорогую одежду? - После нескольких неудачных попыток соединить несоединимое - сделать одновременно и очень дешевую одежду, и достаточно дорогую, чтобы одно продавалось в палатках в переходах, а другое в бутиках, - мы поняли,,что это у нас не получается, и решили заняться чем-то одним.

Года три назад мы работали параллельно и как массовое производство, и выпускали небольшие партии эксклюзивной одежды.

В "Панинтере" был открыт небольшой Дом моды под мои модели. У нас даже был свой небольшой бутик в центре. Сейчас "Панинтер" выпускает только массовую одежду для молодежи.

- Наверное, выпуск эксклюзивной одежды давал больше возможностей для творчества? - Я умею находить удовольствие в малом.

Мне интересно делать одежду вне зависимости от того, стоит она пять копеек или пять тысяч рублей. Можно делать какие-то банальные вещи, вкладывая туда душу, и тогда всякая работа становится творческой. Что более востребовано, тем я и буду заниматься. Сейчас, как мне кажется, востребовано именно то, чем занимается "Панинтер", - недорогая молодежная одежда.

- Какова цена этих вещей? - Средняя цена у нас колеблется от 500 до 1000 руб.

- Под молодежью вы подразумеваете какой возраст? - Диапазон возраста тех, кого мы понимаем под молодежью, довольно широк от 16 и до 40 лет.

- Есть ли у вас то, что называется имиджевыми клиентами? - Я долгое время одевал жену генерала Лебедя - это, пожалуй, единственный подобный клиент. Хотя иногда наш генеральный директор приводит людей, которые вызывают у него симпатию, и тогда фирма просто делает им подарки.

- А есть ли у вас собственные имиджевые коллекции? - Пока существовал при "Панинтере" мой Дом моды, мы сделали несколько имиджевых коллекций, не имеющих отношения к массовому производству. Они отражали идею, суть которой в том, что концерн занимается одеждой и старается сделать ее на хорошем уровне. С коллекцией, которую я делал в "Панинтере", я участвовал в конкурсе, который проводился Домом моды Вячеслава Зайцева в 1995 г., и получил Гран-при.

С тех пор я стал больше работать не на конкурсы, а начал заниматься производством.

- Это был ваш первый конкурс? - Нет, в 1994 г. я участвовал в конкурсе Надежды Ламановой, который проводит Вячеслав Зайцев, и занял 2-е место, и в том же году Паникин мне предложил постоянную работу в "Панинтере". С тех пор мы успешно сотрудничаем.

- Как вы относитесь к идее увеличения пошлин на импортную одежду, дабы поддержать нашего производителя? - Я плохо к этому отношусь. Нельзя таким путем заставлять людей покупать отечественную одежду. Для того чтобы ее покупали, наши фабрики должны предложить что-то лучшее. Мы иногда покупаем какие-то ткани у нас в России, потому что я вижу, что они не хуже тех, которые я видел на выставке в Париже или Германии, но стоят дешевле. Естественно, я куплю их. Но заставлять экономическими средствами покупать заведомо плохое?! Это означало бы принуждать меня как художника опускаться до уровня неповоротливости какой-нибудь Ивановской фабрики. Пусть они ездят по тем же выставкам и поднимают свой уровень.