Я думаю, что приняла участие в шедевре


Вчера в Центральном доме актера на Арбате состоялся вечер, посвященный новому фильму Рустама Хамдамова "Вокальные параллели". Одну из главных ролей в картине сыграла Рената Литвинова. В "Вокальных параллелях" она - единственная, кто не поет.

- Кто еще снимался в этой картине? - Рустам выбрал на главные роли - оперных певиц - Араксию Давтян, Розу Джаманову и Эрика Курмангалиева. Они исполняют Шуберта и партии из "Чио-ЧиоСан". Рустам показал мне рабочий материал - и я думаю, что приняла участие в шедевре. Все снималось в Алма-Ате, за исключением нескольких дней в Москве, на скромные деньги. Правда, на мне надеты раритетные вещи.

Например, шляпы из коллекции Кристиана Диора 40 - 50-х гг.

Я рассказываю свои монологи, написанные под руководством Хамдамова. По сюжету я учу этих "неудачливых и несостоявшихся" певиц, как им пробиться, как победить. Откуда извлекать энергию. Как "питаться" мужчинами.

По роли у меня молодое лицо, но я рассуждаю, как старица. Например, о том, что в жизни чаще побеждает не талант, а посредственность, что иметь покладистый характер иногда важнее, чем выдающиеся данные. Случай, везение, приспособляемость, "правильный" любовник - все имеет значение в карьере. Но все мои уроки им не впрок, словно судьба каждого предрешена и ее не изменить. И я убиваю своих подопечных, как негодных детей. Такой финал придумал Рустам.

- Вы собирались дебютировать в качестве режиссера...

- Я готовлюсь к двум дебютам.

Мне хочется выпустить книгу своих рассказов вместе с фотографиями. И снять несколько фильмов. Один, самый большой, рассматривается в Госкино на финансирование. Два других совсем малобюджетные, их можно снять в одной комнате. На одну из ролей я даже попросила согласиться Никиту Михалкова. Он спросил: "А кто режиссер? "Я ему отвечаю: "Я режиссер". Он ответил: "Я у женщин не могу сниматься, слишком их люблю! "Я ему возразила: "Это гордыня". Для него это была бы неожиданная роль - бывшего плейбоя, которому не с кем встретить Новый год.

- А большой проект? - Это мистический триллер с попыткой счастливого финала. Главная героиня у меня изначально самая слабая из слабейших, беззащитная. Она смертельно заболевает и удивляется, почему же нет богини, которая покровительствовала бы слабым. И вот ее спасает чудо-профессор. Но этот профессор раз в полгода превращается в жестокого убийцу: одного из своих спасенных он должен приносить в жертву, иначе утратит волшебную силу врачевания.

Кстати, у него есть реальный прототип, такой человек существовал в 70-е гг. Тут такое исследование зла: почему оно охватывает самых, казалось бы, добрых? В финале моя героиня из слабой сама превращается в богиню, к которой взывала, как минус меняется на плюс. Мистическое в фильме прямо из моей жизни.

- В каком смысле? - Я сейчас снимаю для работы квартиру в высотке на Котельнической. Это очень странное место... Зимой по ночам в моей квартире распахивались окна, срываясь со шпингалетов, все время кто-то перестукивался, и еще я впервые увидела в ней домовых.

Я приехала со съемок из АлмаАты. Зашла на кухню, не включая света, и смотрю: из-под батареи выходит маленькое существо, круглое и пушистое. И спокойно пошло под кушетку - а они не катятся, а ходят, перебирая лапками, - медленно, с достоинством.

Я выдержала паузу и рванула под кушетку. Оно показалось и ушло.

С тех пор я ставлю ему молочко в блюдце и кладу сахар. А когда меня не бывает несколько дней, у меня портится телефонная связь.

В общем, это такой дом - не для того чтобы выходить из него. Я как раз думаю, что в нем надо снимать фильм. Ведь мой фильм будет "моей песней о мире" - таким, каким я вижу этот мир. Знаете, если попросить сапожника спеть, звуки, которые он издаст, тоже будут его песней о мире.

Мне очень интересны звуки, на которые способен дилетант. Ведь дилетантизм отличает гениев: они каждый раз делают так, что получается как впервые.

- В кино, например? - Гениальным дилетантизмом в кино обладают и Рустам Хамдамов, и Годар, и Герман. Мой любимый фильм - "Алчность" Эриха фон Штрогейма. Еще недавно я посмотрела "Бойцовский клуб" Финчера - это настоящее произведение искусства! Например, в "Красоте по-американски" все не переставая говорят о красоте, но там нет ни одного красивого кадра. Это хороший социальный фильм - я даже чуть не заплакала, но социальное - то, чего я больше всего опасаюсь в любом жанре, кроме разве что телерепортажа.

- В своих сценариях вы особенно внимательны к женщинам.

- Я пишу им выигрышные роли.

Любовь и смерть - это волнует и меня, и зрителей. Ксения Качалина после "Нелюбви", Наталия Коляканова после "Принципиального и жалостливого взгляда", Дина Корзун, которой Тодоровский не переделал роль в "Стране глухих" (вторая героиня у меня не была святой, как в фильме, а спала с мужчинами за деньги), - все получили призы и признание. Даже я, неактриса, снявшись в фильмах Муратовой, где я произношу мною же написанные тексты, стала получать призы за актерскую игру. Кстати, в моих новых проектах написаны выигрышные роли и для мужчин.