Война местного значения


Очередная колонна ОМОНа попала в засаду чеченских боевиков. Отряд милиции из Ханты-Мансийска, по заверению военных, отбил атаку минимальными потерями. По официальным данным, один милиционер погиб, семеро бойцов получили ранения. Но это новое нападение свидетельствует о том, что война в Чечне "закостенела". Ни одна из противоборствующих сторон не желает менять тактику: боевики нападают на все, что движется и сообщает о своих передвижениях в радиоэфире, войска обустраиваются на захваченных зимой и ранней весной территориях и пытаются наладить безопасное снабжение и передвижение частей.

Эта инертность армии не означает, что она отказалась от идеи "полного уничтожения боевиков". Просто задачей этой теперь занимаются в основном спецслужбы, не командиры частей Минобороны. Армия впервые с начала войны выполняет вспомогательные функции.

Похороненные на днях бойцы спецподразделения ФСБ - это примета нынешнего этапа войны. В горах Чечни никто не контролирует территорию и никто не чувствует себя в безопасности. Федеральная артиллерия с нескольких баз может накрыть любую точку в южных районах республики. Оперативное управление артогнем, как сообщил командующий ракетными войсками и артиллерией Вооруженных сил РФ генерал-полковник Михаил Каратуев, осуществляют командиры на местах.

Каратуев назвал и главную цель передачи полномочий в боевые подразделения: он назвал этот процесс "децентрализацией". Похоже, операции федеральных войск действительно в последнее время не имеют какой-то общей цели. В каждом ущелье в южной Чечне и предгорном районе создался свой боевой микроклимат: "свои" боевики и "свои" армейские подразделения, отряды милиции и группы разведчиков и контрразведчиков решают на местах задачи местного значения. Целью боевиков являются мелкие колонны милиции (они по-прежнему часто ходят по республике со слабым сопровождением армейской бронетехники, без авиаприкрытия и держат связь со штабом по открытой линии, которую прослушивают боевики). Так что теперь каждая зачистка силами ОМОНа грозит потерями среди милиционеров. Базирующиеся в сельских комендатурах офицеры ФСБ и "вольные" группы разведчиков охотятся, в свою очередь, за лидерами боевиков.

В Чечне уже вовсю "расцвела зеленка", как называют военные покрывающиеся листвой леса. Теперь оперативное преимущество в горах будет на стороне боевиков - обнаружить их в горах с воздуха теперь будет почти невозможно. По данным чеченцев, "крупные подразделения" федеральных сил спускаются на равнину.

В предыдущую чеченскую войну 1994 - 1996 гг. армия несколько раз покидала горы, чтобы затем вновь попробовать зачистить южные районы от крупных отрядов боевиков. Но на сей раз такой непоследовательности от военных ждать не приходится. Просто крупные силы в горах уже не нужны: реальных целей для них там нет (от организованной обороны боевики отказались), снабжение их затруднено - каждая колонна требует серьезного сопровождения.

Так что план летней кампании вырисовывается такой: чеченцы нападают на колонны и населенные пункты, армия вызывает артиллерийский огонь по местам скопления боевиков, группы разведки пытаются уничтожить или задержать лидеров сопротивления.

Решающего преимущества такими методами ни одна из сторон не добьется, но потери участников конфликта и мирных жителей будут по-прежнему большими.