У европейского бизнеса нет наследников


КЕЛЬН - 78-летний Ханс Имхофф, глава шоколадной империи Stollwerck, достиг всего сам. Он с нуля построил промышленную компанию, годовой объем продаж которой составляет сейчас более $750 млн.

Он известный и уважаемый человек в стране. Но сейчас он столкнулся с той же проблемой, что и тысячи его сверстников, восстанавливавших ерманию после Второй мировой войны, - с проблемой отсутствия преемников. У Имхоффа четверо детей, и двое из них работают в семейном бизнесе, но ни один, по мнению отца, не сможет по-настоящему заменить Имхоффа-старшего у руля компании. "Я одержим бизнесом, а мои дети - нет", с горечью признает он.

Имхофф по-прежнему работает так же, как 40 лет назад, и плохо представляет себе, что такое выходные и работа с девяти до шести.

Это сейчас корпоративная Германия воспринимается как страна больших неповоротливых компаний и огромных бюрократических аппаратов. В 50 - 60-е гг. здесь, почти как на Диком Западе в свое время, царил дух безудержного предпринимательства. Большая часть компаний, возникших тогда, до сих пор принадлежит их основателям.

"Огромное большинство предприятий Германии - это семейные фирмы, находящиеся в частном владении", - говорит Максимилиан Дицш-Дортенбах, управляющий партнер инвестиционного банка Doertenbach&Co. По оценкам банкира, на сегодняшний день в Германии около 50 000 семейных компаний с объемами продаж от $13 млн до $250 млн.

Во Франции доля семейных компаний составляет около 80% всех предприятий, а их объемы продаж, по оценкам Ассоциации семейного и среднего бизнеса, варьируются от $7 млн до $290 млн.

Несмотря на свою "семейственность", эти бизнесы часто работают по всему миру. У того же Stollwerck - значительный бизнес в России (шоколад Alpengold, "Воздушный", "Дары Покрова"). Объем продаж компании в России в прошлом году составил 19 300 т против 15 000 т в 1998 г. и 9000 т в 1997 г. В 2000 г. спрос настолько велик, что в марте нынешнего года "Штольверк Рус" запросила $10 млн у материнской компании на расширение производства в Покрове.

Несмотря на все успехи, этот бизнес может стать добычей инвестиционных компаний. "Именно в Германии больше всего весьма привлекательных компаний, в которых вопрос о преемственности руководства стоит особенно остро", - говорит Патрик Кенаджан, адвокат франкфуртской консалтинговой фирмы Davis, Polk & Wardwell. Проблемы с наследованием играют на руку инвестиционным компаниям, поскольку зачастую для владельцев частных компаний оптимальным выходом становится продажа своего предприятия.

По данным компании Initiative Europe, которая занимается мониторингом деятельности инвестиционных фондов в Европе, в 1999 г. инвестиционным компаниям, вкладывающим средства в частные предприятия, были проданы 224 частные компании. Это на 56% больше, чем в 1994 г. Частные владельцы продают свои компании по разным соображениям, но далеко не последнюю роль в этом играет жесткое налоговое законодательство в большинстве европейских стран.

Проблема наследования уже привела к раздроблению многих уважаемых семейных предприятий. Хартмут Юнг, глава подразделения корпоративных финансов в Warburg Dillon Read, приводит в пример компанию Bahlsen, производителя печенья. "Истории, подобные Bahlsen, где несколько членов семьи не могут договориться о стратегии управления компанией, кончаются продажей или разделением на несколько фирм".

Ханса Имхоффа тоже преследуют инвесторы, а отдавать бизнес детям он опасается. Даже если он все-таки решится завещать компанию, наследникам придется в течение семи лет выплачивать налоги на сумму около $150 млн, и компания лишится жизненно необходимого капитала. Имхофф не мог и предполагать, что столкнется с такой проблемой.

Ханс Имхофф родился в Кельне в семье мелкого предпринимателя. Во время Второй мировой войны он служил на флоте и вернулся домой почти ослепшим, но исполненным жажды деятельности. "После войны мы все работали, как одержимые, - вспоминает он. - Хотелось поскорее забыть войну и добиться в этой жизни как можно большего".

В 1948 г. Имхофф на скромные сбережения открыл небольшую шоколадную фабрику. Его рабочий день начинался в шесть утра и аканчивался в десять вечера, и так семь дней в неделю. Его первая жена, не выдержав такой жизни, ушла от него. В 1971 г. Имхофф купил шоколадную фабрику Stollwerck, переживавшую тогда не лучшие времена. К началу 90-х обновленная империя Stollwerck процветала.

За период 1996 - 2000 гг. прибыль компании увеличилась в два раза, а цена на акции резко возросла.

Имхофф остается владельцем 95% всех акций компании. В отличие от современных корпораций, где стратегические решения принимает совет директоров, а повседневное руководство возложено на менеджеров, в Stollwerck все решения принимает один человек - Ханс Имхофф-старший.

Наиболее вероятным преемником Имхоффа-отца можно было бы назвать его старшего сына, Ханса Имхоффа-младшего, которому исполнилось уже 52 года. В Stollwerck сын занимает пост директора по экспорту и принимает самое активное участие в обсуждении всех решений, которые касаются деятельности компании. Сын, к примеру, считает, что следует вкладывать деньги в маркетинговые исследования, а отец предпочитает развивать производство. "Когда сын тратит деньги на рекламный ролик, он ничего с этого не имеет, - говорит Имхофф-старший. - Когда я плачу за какао, я получаю какао". (WSJ)