Человек в галстуке
Сегодня - юбилей Владимира Васильева, прославленного танцовщика, хореографа, ныне - художественного руководителя Большого. К этой дате мы совместно с Владимиром Викторовичем попытались составить подобие "Краткого юбилейного словаря", включающего в себя ключевые для его жизни понятия. И на полноту, естественно, не претендующего.
БОЛЬШОЙ. Не понимаю плача тех людей, которые жалуются на невозможность самореализации.
Это люди не совсем творческие.
Многие связывают свою судьбу исключительно с Большим театром.
Но говорить: "Я могу танцевать только на сцене Большого театра" - абсурд. Если вы хотите действовать - прорветесь обязательно.
ВАН ГОГ. Любимый художник.
А любимый цвет - красный.
ГРИГОРОВИЧ. Пример Юрия Николаевича Григоровича стал для меня уроком на всю жизнь: я навсегда получил отвращение к постоянно повторяемым самым вкусным блюдам, хоть и приготовленным выдающимся поваром. Театр так создан, что ему необходимо разнообразие. С годами я убеждаюсь, что нужно быть очень корректным в оценках трудов своих собратьев по искусству. Нельзя наотмашь сказать: "Вы повторяетесь настолько, что начинаете цитировать самого себя". Это не понравится никому. Предполагалось, что на худсовете каждый искренне высказывает свою позицию. Я свято в это верил. Сначала возникло отчуждение, эмоции наслаивались, потом произошел разрыв.
ДЕВИЗ: Неуспокоенность.
ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВА.
Когда мы еще не были женаты, снялись в полурекламной, весьма пропагандистской картине "СССР с открытым сердцем". Для премьеры этого первого в мире широкоформатного фильма в Париже выстроили специальный кинотеатр.
Премьера как раз совпала с официальной регистрацией наших с Катей отношений. Мы расписались - и через день поехали в Париж на премьеру. Все газеты подавали это как свадебное путешествие. И для советской пропаганды было выгодно показать, как красиво и свободно живут наши молодые таланты. Мы помним эти пять дней абсолютного счастья.
"ЗОРБА". Я танцевал балет "Грек Зорба" в театре "Арена ди Верона" в 1988 г. Мне казалось, нужно поселить сиртаки внутри сердца, а в конце спектакля просто "вырвать" сердце и бросить его в толпу, иначе ничем не расшевелить этот гигантский зрительный зал под открытым небом. Даже на улицах Вероны меня приветствовали криками "Зорба! ".
ИМИДЖ. Начал носить галстуки и костюмы, когда стал руководителем Большого театра. Всю жизнь предпочитал свитера. А сейчас прямо сросся с галстуком.
КРАСОТА. Люблю красивые вещи. Ничего никогда не коллекционировал, но, если были деньги, не мог пройти мимо. Стараюсь любое место своего обитания обустроить эстетически. Мне доставляет удовольствие работать в почти музейном интерьере кабинета дирекции Большого театра. Даже в деревне мне, при всей простоте нашего тамошнего быта, хочется видеть красивые, неслучайные вещи.
ЛЕГЕНДЫ. С каждым годом они становятся все ярче и краше. Честно говоря, гроздьев поклонников, свешивающихся с ярусов в артер, не помню. Конечно, овации были, и цветы, васильки и ландыши. И обязательная маленькая елочка после "Щелкунчика" в новогодний вечер.
Время раньше было другое. У людей существовали очень стойкие привязанности. Главными для большинства оставались театр и кино. Поклонники Лемешева, Козловского, Улановой, Плисецкой, Васильева, Максимовой были верны своим пристрастиям до конца жизни.
Причем поклонники Васильева и Максимовой часто не терпели друг друга. Кипели страсти.
НАГРАДЫ. Что такое мои награды по сравнению с "иконостасом" Игоря Александровича Моисеева? Хотя, конечно, каждая хвала в твой адрес не может не радовать, так же как и любой упрек вызывает огорчение. Первой неповторимой наградой было звание "Заслуженный артист РСФСР". Она навсегда останется самой-самой.
РОССИЯ. Никогда не пробовал подолгу жить на Западе. Покинувшие родину люди мучаются всю жизнь. Для любого художника выбор определяется творчеством.
Мне кажется, я нигде не мог бы жить, как здесь. Но менять места я обожаю: то Питер, то Рим. В Италии я себя чувствую примерно так же удобно, хорошо, как в России.
Но лучше всего я себя чувствовал в тех городах и странах, где меня любили как актера, где во мне нуждались как в режиссере.
"СПАРТАК". Пик моей карьеры.
Самый шумный триумф творческой жизни. Переворот в репертуаре Большого театра и в отечественной хореографии, открытие в области современного мужского танца.
Спектакль-откровение. Может быть, его актуальность и современность уже в прошлом, но публика продолжает аплодировать чувствам.
ТАНЕЦ. Это прежде всего органика. Я знаю многих физически очень сильных танцовщиков, которые не были хорошими партнерами. Главное - чувство общего дыхания с партнершей. Все решают считанные секунды и совместный импульс. Тогда возникает ощущение необыкновенной легкости. Я оставался физически сильным человеком, но атлетом или штангистом никогда не был.
ФИЛОСОФИЯ. Я восторгаюсь людьми, чья духовная жизнь настолько богата, что их не волнует окружающая действительность.
Они абсолютно безразличны к тому, где находятся и что носят.
Деньги тратят на компьютер и бумагу. И все! Но когда с ними разговариваешь, открывается поразительный мир. Я завидую таким людям. Сам я другой.
ХОРЕОГРАФИЯ. Великие имена существуют в настоящем, пока творят. Уйди в тень, замолчи на несколько лет - и ты уже забыт.
"ЮНОНА" И "АВОСЬ". Поставить танцы в драматическом спектакле можно очень быстро, но мне было интересно соединить в "Юноне" все элементы рок-оперы и органично переходить из пластики в танец, из танца - в пение и драматическую игру. Кстати, в "Ленкоме" до сих пор все участники спектакля занимаются балетным станком.
Я верил, что преодолею недостатки людей. Полагал, что их отдача должна быть адекватна моей.
Не получается. Наверное, чтобы Большой театр приблизился к идеалу, который видится мне, должно пройти больше времени.