Продавцы оружия платят покупателям


Может ли покупка крупной партии военных самолетов одной из арабских стран обострить конкуренцию на рынке нефтепродуктов Европы? Судя по современной логике заключения оборонных контрактов, это вполне реально. Правда схема сильно напоминает обыкновенный "откат".

О том, какими хитроумными бывают отношения между продавцом и покупателем в оборонной сфере, свидетельствует недавняя сделка по продаже компанией Lockheed Martin истребителей F-16 Объединенным Арабским Эмиратам. Ожидается, что Lockheed одобрит выделение $160 млн на специальную программу, которую реализует Offsets Group, занимающаяся в ОАЭ освоением "оффсетных" средств. Эта программа предполагает инвестиции в проходящий по территории ОАЭ газопровод, а также в недавно созданную британскую компанию Summit Corporate Services. Эта компания должна помочь ОАЭ в покупке танкеров и автозаправочных станций в Европе.

В течение десятилетий развивающиеся страны покупали оружие у компаний из индустриально развитых стран по так называемым оффсетным, или зачетным, сделкам: в обмен на закупку вооружений продавцам выдвигались требования (например, об инвестициях), реализация которых в стране-покупателе позволяла последней получить дополнительные экономические выгоды от сделки. Сегодня подобные сделки приобретают все более нетривиальные формы.

Многие требования по оффсетным сделкам не только не связываются с покупаемым оружием, но и предполагают реализацию проектов на средства продавца за пределами страны-покупателя. Для этого в ближневосточных и азиатских странах даже создаются инвестиционные фонды.

Создатель Summit американец Грант Роуган, похоже, убедил власти ОАЭ заняться серьезными инвестициями в европейский нефтяной сектор, чтобы уменьшить зависимость страны от азиатских покупателей ее нефти. Сейчас Summit в партнерстве с лондонской компанией Rotch Property Group завершает покупку половины из 180 заправочных станций, которые компания Shell продает за $475 млн с условием получения их обратно в аренду.

Summit затем собирается продать свою долю компании Hafeet Trading из ОАЭ.

США официально возражают против оффсетных сделок на том основании, что они подрывают принципы свободной торговли. Недавно Вашингтон заявил, что собирается начать консультации с 21 страной с целью ограничить или запретить подобную практику. С другой стороны, оффсетные сделки важная составляющая торговли оружием, позволяющая США быть в этой области "впереди планеты всей". Поэтому Вашингтон не хочет лишать свои компании преимуществ, связанных с заключением контрактов на основе оффсетных соглашений. И в 1997 г. Министерство торговли признало перечисление американскими компаниями средств в инвестиционные фонды "приемлемым способом" для исполнения требований по оффсетным сделкам.

Многие, однако, критикуют оффсетные сделки. Конгрессмены, а также некоторые служащие Министерства торговли опасаются, что авансовые платежи могут дать определенные финансовые выгоды чиновникам страны-получателя, что запрещено американским законом. Никто, правда, не обвиняет и без того сказочно богатых арабских шейхов в попытках получения взяток. Однако участие в оффсетных сделках членов правящей семьи, занимающих в ОАЭ ключевые государственные посты, заставляет нервничать американских юристов, традиционно озабоченных такими понятиями, как семейственность и кумовство среди госчиновников. (WSJ)