FT500: Молодые начинают и выигрывают


1999. - это год новой валюты и новой экономики. Однако воздействие, которое введение евро оказало на рыночную капитализацию компаний, не идет ни в какое сравнение с тем ажиотажем, с каким инвесторы воспринимали бурное развитие интернет-и телекоммуникационного секторов. Нет ничего удивительного в том, что крупнейшие национальные телефонные компании и бывшие монополисты Deutsche Telekom и France Telecom входят в число ведущих европейских компаний. Но именно развитие интернет-бизнеса и экспансия на рынке мобильной связи помогли Deutsche Telekom и France Telecom подняться в списке 500 крупнейших европейских компаний на 1-е и 7-е место с соответственно 7-го и 13-го. В первую десятку списка вошли семь компаний "новой экономики" (в основном телекоммуникационные). В 1998. их было только две - British Telecom (6-е место) и Deutsche Telekom.

Больше всего впечатляет рывок, совершенный компаниями сектора мобильной связи - Nokia и Vodafone AirTouch.

Более того, уже в 2000 г. эти компании смогли обойти Deutsche Telekom. Продвижению Vodafone в значительной степени способствовала покупка ею американской компании AirTouch.Nokia же является лидером рынка сотовых телефонов: ее доля составляет 26,9%. В 1999 г. она продала более 76 млн трубок почти вдвое больше, чем в 1998 г. Во времена низкой инфляции возможность столь впечатляющего роста объемов продаж буквально захватывает дух у инвесторов. А термин "компания новой экономики" стал наиболее приложим к компаниям ТМТ-сектора - телекоммуникации, медиа, технологии. В 1999 г. количество телекоммуникационных компаний в списке Europe 500 выросло до 42 с 27 в 1998 г., медиа-компаний до 35 с 21, компьютерных компаний и компаний сектора информационных технологий - до 26 с 17. В списке появились новые компании, лишь в 1999 г. вышедшие на фондовый рынок: например, приватизированная Swisscom или интернет-компания Terra Networks, выделенная из Telefonica of Spain.

Компании "новой экономики" вытеснили с первых строчек списка "старичков". Наиболее очевидные жертвы производители потребительских товаров, такие как Nestle и Unilever, выпавшие из первой десятки, и коммунальные компании. Прибыль и тех и других сократилась, кроме того, цены на услуги коммунальных компаний снизились вследствие либерализации этого сектора рынка. Сложнее объяснить падение рейтинга фармацевтических гигантов (Novartis - со 2-го на 12-е место, Glaxo Wellcome - с 3-го на 13-е), так как они тратят огромные деньги на исследования с использованием высоких технологий. Частично их падение объясняется успехом в 1998 г., когда компании фармацевтического сектора были в моде у инвесторов. Кроме того, европейские производители лекарств развиваются более медленными темпами, чем американские.

В отличие от компаний ТМТ-сектора, которым за счет своего стремительного развития удавалось привлечь толпы инвесторов, деятельность остальных компаний (которые составляют более трех четвертей списка Европа500) определялась более долгосрочными факторами. Одним из важных факторов стало появление евро. Основной эффект от введения единой валюты заключается в усилении конкуренции между компаниями, поскольку инвесторам и потребителям стало легче сравнивать цены на их акции, товары и услуги. Резко возросло количество слияний и поглощений, общая сумма сделок по объединению компаний выросла вдвое по сравнению с 1998 г., составив $1,213 трлн.

Основным движущим моментом слияний в нефтяной, автомобильной и фармацевтической отраслях стала потребность компаний из разных стран объединить усилия для сокращения затрат и средства для проведения работ в области исследований и разработок.

Наиболее крупными сделками стали создание франко-бельгийской нефтяной группы Totalfina Elf, поглощение немецкой Daimler-Benz американской компании Chrysler, слияние шведской фармацевтической компании Astra c британской Zeneca. В процессе объединения находятся Glaxo Wellcome и SmithKline Beecham. Не стоит, однако, думать, что сливались в основном компании "старой экономики", чьи акции вышли у инвесторов из моды. В ТМТсекторе также царили захватнические настроения. Компания Olivetti купила Telecom Italia, превосходившую ее по рыночной капитализации более чем в шесть раз (в 1998 г.Telecom Italia занимала 26-е место, Olivetti - 217-е); другим претендентом на Telecom Italia была Deutsche Telekom. А британской Vodafone AirTouch удалось установить контроль над немецкой Mannesmann, проведя враждебное поглощение.

Европейские банки также объединялись, к чему их подталкивала растущая конкуренция со стороны компаний, предоставляющих услуги через Интернет. Объединение, однако, происходило на национальной основе; на международные сделки крупные европейские банки пока не решаются. Наиболее заметной стала попытка Banque Nationale de Paris поглотить два других крупнейших французских банка Paribas и Societe Generale. Однако в итоге Societe Generale остался независимым. В целом же на рынке слияний и поглощений европейские банки пока довольно существенно отстают от других компаний "старой экономики", многие из которых после долгих лет борьбы друг с другом за рынки и клиентов приходят к выводу о необходимости объединения усилий.