Тойода теряет Toyota


ОЙОТА-СИТИ, Япония - В корпорации Toyota Motor разыгрывается драма, ставшая уже привычной: нуждаясь в дополнительных средствах, потомки основателя компании продали принадлежащий семье контрольный пакет акций, но при этом делают все, чтобы остаться у штурвала.

В Toyota Motor борьба за власть развернулась между представителем семьи 44-летним Акио Тойодой и нынешним председателем правления 67-летним Хироси Окудой. Акио Тойода не заявляет прямо о своих планах занять пост президента компании, но сохранение власти клана Тойода в семейной компании остается для него священной задачей. "Стратегические вопросы развития компании - дело семьи", заявляет он.

Однако сейчас, впервые за всю историю компании, на пути представителя клана оказался человек, не имеющий никакого отношения к семье Тойода, - решительный и резкий председатель правления Toyota 67-летний Хироси Окуда.

Окуда, признанный профессионал в области продаж и финансов, стал первым "аутсайдером" за 30 лет, возглавившим крупнейшую в Японии автомобилестроительную компанию.

Потратив пять лет на борьбу с традиционной замкнутостью компании, он уверен: дни династии сочтены. "У семейственности нет будущего", - считает Окуда.

Toyota Motor остается самой дорогой автомобильной компанией в мире: ее рыночная капитализация составляет $190 млрд. Несмотря на то что семья владеет лишь 2% акций, клан Тойода до сих пор сохраняет огромное влияние в руководстве, назначая на ключевые позиции верных друзей и родственников.

Toyota Motor сильно пострадала в начале 1990-х гг., когда пост председателя правления занимал Тацуро Тойода, дядя Акио.

В 1995 г., чтобы вывести компанию из затянувшегося пике, на пост председателя был назначен бывший исполнительный вице-президент компании Хироси Окуда.

Задача Окуды была бы куда проще, если бы Акио Тойода был всего лишь избалованным шалопаем, как это часто бывает с наследниками богатых семей. Однако все обстоит гораздо сложнее. Именно благодаря усилиям Акио в середине 1990-х гг.Toyota Motor сделала успешный шаг к развитию своего интернет-бизнеса.

Учеба в колледже, бизнес-школа в Бостоне и работа в инвестиционных и консалтинговых фирмах в Нью-Йорке и Лондоне... По его собственному признанию, с кем бы он ни общался, люди всегда помнили о его происхождении. Первой реакцией его отца - Сеитиро Тойоды на желание сына прийти работать в Toyota Motor был отказ. "Никто не захочет быть твоим начальником", - сказал ему папа.

Тем не менее Акио пришел в компанию в 1984 г., когда ему было 27 лет. Начав с работы на производстве и в финансовом отделе, он затем перешел в отдел исследований, где работал вместе с группой инженеров - высококлассных профессионалов, разработавших уникальные методы производства, которые сделали Toyota столь конкурентоспособной.

Там благодаря поддержке своих наставников Акио быстро пошел в гору - и стал задавать много вопросов: "Почему мы делаем одну машину за 20 - 30 часов, а дилеру требуется еще 40 дней, чтобы ее продать? " Акио захотел сам наладить систему сбыта. армейских штанах и штормовке он наведывался к дилерам и в ремонтные мастерские, чтобы понять, где именно система работает неэффективно. Он быстро нажил себе врагов среди дилеров и руководства отдела сбыта, которым не понравилась его самодеятельность. результате молодой Тойода получил от руководства компании такую отповедь, что в июле 1993 г. попал в больницу с диагнозом "нервное потрясение в сочетании с умственным и физическим истощением". "Я сам виноват, что играл не по правилам", - вспоминает сейчас Акио.

Придя в себя, Акио взял на работу четырех разработчиков из производственного отдела и основал Office of Business-Revolution Promotion, компанию по рационализации деятельности дилерских представительств.

Шанс встать на ноги Акио дал Мотоо Кацумата, владелец огромной дилерской сети Toyota в городах Тиба и Сайтама неподалеку от Токио. Он пригласил Акио и его помощника Сигеки Томояму в новый центр дистрибьюции стоимостью $120 млн. После экскурсии по центру Томояма сказал гордому владельцу дилерской сети: "Поганое место. Здесь рабочих - как мух над выгребной ямой".

Кацумата говорит, что тогда он был просто в ярости. Однако он все же решил дать "молодым нахалам" шанс показать себя. В течение полугода команда Акио объединила три сборочные линии центра в одну, сократила штат с 220 до 180 человек и сократила время установки на автомобили дополнительного оборудования с недели до трех дней. "Теперь я его поклонник", - говорит Кацумата.

А тем временем дядя Акио, президент компании Тацуро Тойода, был занят другими проблемами. Доля Toyota на японском рынке падала. Сильные позиции иены отрицательно сказывались на прибылях. Настроение в империи Toyota было скверным.

После того как в 1995 г. с Тацуро случился инсульт, Сеитиро назначил на пост председателя правления Хироси Окуду, который обещал модернизировать компанию и вернуть ей утраченную часть японского рынка. Заодно он увеличил продажи компании в Северной Америке - с 730 000 в 1995 г. до 1 млн автомобилей в 1999 г.

Акио тоже пытался поддержать семейную компанию. В 1996 г. его команда перевела свою систему в Сеть и добавила такие разделы, как информация о новых автомобилях и "виртуальный киоск кузовных работ", с помощью которого дилеры могли по фотографиям разбитых автомобилей оценивать стоимость ремонтных работ. Сайт был назван Gazoo.com (www.gazoo.com).

Дилеры и высшее руководство Toyota сначала отнеслись к Gazoo как к слишком дорогой игрушке. августе 1997 г. Акио и Томояме пришлось долго выпрашивать деньги на развитие проекта. Пробный запуск сайта был произведен при минимальном бюджете - всего $$7 млн.

В январе 2000 г.Gazoo.com получила статус самостоятельной компании. А некоторые поговаривают даже о планах выставить ее акции на фондовый рынок. Сам Акио утверждает, что объемы продаж Gazoo в Японии к 2003 г. могут составить около $6 млрд.

Семья по достоинству оценила успехи своего отпрыска и прочит его на пост президента.

Тем не менее Окуда, оставаясь на посту председателя правления, продолжает свою линию на ослабление влияния семьи. Он сумел организовать включение акций Toyota в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE), что, по его мнению, ускорит процесс увеличения числа акционеров. Многие десятилетия акции Toyota находились в руках ее верных соратников: например, Sakura Bank до сих пор владеет 4,9% акций. Однако уже в этом году 8,8% акций Toyota находится в руках зарубежных инвесторов, что на 3,3% больше, чем в 1995 г. (The Wall Street Journal, 15. 05. 2000)