Казахгейт


Министерство юстиции США ведет расследование деятельности финансового консультанта Джеймса Гиффена, который подозревается в передаче значительных денежных сумм от крупных нефтяных компаний высокопоставленным чиновникам Казахстана, включая президента Нурсултана Назарбаева. По заявлению официальных представителей министерства, сами компании, среди которых - подразделения гигантов BP Amoco и Exxon Mobil, пока к следствию не привлечены.

В распоряжение газеты The Wall Street Journal попала копия письма Министерства юстиции США от 12 июня текущего года, где американцы просят швейцарские власти оказать содействие в расследовании деятельности Гиффена и его компании Mercator, которая занимается финансовым консультированием. Последние 10 лет Гиффен является финансовым консультантом президента Казахстана на переговорах с мировыми нефтяными компаниями, имеющими интересы в богатой нефтью бывшей республике СССР.

В документе говорится, что отдел Министерства юстиции США по борьбе с организованной преступностью и рэкетом "ведет расследование деятельности гражданина США Джеймса Гиффена и других лиц, которые подозреваются в нарушениях американского законодательства и, в частности, в использовании американских банков для перевода средств определенных нефтяных компаний через счета в швейцарском банке и "зонтичные" компании, зарегистрированные в Швейцарии и на британских Виргинских островах, президенту и бывшим высокопоставленным чиновникам Казахстана".

Документ Министерства юстиции США указывает на то, что швейцарские власти уже предоставили американскому следствию большую часть информации о денежных переводах. Следователям уже известно, что по крайней мере $115 млн было переведено со счетов нескольких мировых нефтяных компаний в американских банках на номерной счет в Bankers Trust в Нью-Йорке, который принадлежит неизвестному швейцарскому банку. С этого номерного счета, как считают следователи, суммы переводились Гиффену. Министерство юстиции США запросило у швейцарских властей информацию об этом счете.

В документе Министерства юстиции говорится: "Нам известно, что предварительное расследование в Швейцарии установило, что за получение нефтяных концессий в Казахстане Джеймс Гиффен перевел значительные суммы денег со счетов в американских банках, принадлежащих американским нефтяным компаниям, включая Amoco Kazakstan Petroleum Company, Amoco Kazakstan (CPC) Inc., Mobil Oil Corp. и Phillips Petroleum Kazakstan Ltd., на контролируемый им счет в Швейцарии. Затем деньги были переведены через "зонтичные" компании президенту Казахстана, бывшим высокопоставленным чиновникам страны и членам их семей".

Согласно документу около $60 млн Гиффен перевел на банковские счета, контролируемые президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, бывшим премьер-министром Акежаном Кажегельдиным и Нурланом Балгимбаевым, также бывшим премьер-министром, а ныне главой казахстанской государственной нефтяной компании. Ни у одного из этих троих газете The Wall Street Journal получить комментарии не удалось.

Сам Гиффен заявил по телефону из Астаны: "Я не могу давать никаких комментариев. Мы выступали финансовыми консультантами правительства. Именно там вам дадут ответы на любые вопросы".

В официальном заявлении Марка Макдугалла, адвоката Гиффена, говорится: "Министерство юстиции не оповещало нас ни о каком расследовании, связанном с незаконными выплатами, имеющими отношение к вопросам разработки месторождений в каспийском регионе.

Компания Mercator имеет давние официальные связи с Казахстаном и развивающимся нефтяным сектором страны. Несмотря на сложность этих отношений, они были детально задокументированы и все подробности были известны всем заинтересованным сторонам. Мы уверены, что, когда все факты, связанные с этими вопросами, будут поняты правильно, законность действий Mercator станет очевидной".

По словам одного из американских чиновников, предпринятое расследование является "крупным делом" и может иметь далекоидущие последствия. Но полной ясности в деле пока нет. Следователи собирают информацию о связях Гиффена с Назарбаевым и о посреднической роли первого в переговорах между нефтяными компаниями и казахскими чиновниками.

Если факты дачи взяток подтвердятся, следующим этапом следствия будет работа с самими нефтяными компаниями. Потребуется установить, знали ли компании о том, что их деньги были перечислены казахским чиновникам в виде взяток. По принятому в США в 1977 г. закону о запрете подкупа иностранцев американские компании не имеют права не только давать взятки за границей, но и наделять кого-либо правом давать взятки от их имени.

Нефтяные компании по-разному отреагировали на новости о "казахском" расследовании. В Phillips Petroleum отказались от любых комментариев. В Exxon Mobil сказали, что знают о расследовании, но его ход комментировать не могут. В BP Amoco в прошедшую пятницу начали собственное расследование.

По словам представителя BP Amoco Юсефа Ибрагима, в компании подозревают, что выплаты, о которых говорится в документе Минюста, были так называемыми премиями за подписание (signature bonuses). Это, по его словам, законные и традиционные выплаты, которые делаются иностранным правительствам при подписании соглашений о разделе продукции.

"Или им платишь, или соглашения не будет", сказал Ибрагим. (WSJ)