В Польше есть место сказке


ВАРШАВА - Софья Быдлинска сидела в своей крохотной квартирке и скептически наблюдала, как ее сын Михал нажимает кнопки карманного калькулятора. Михал закончил подсчеты. Оказалось, на них свалилось целое богатство - 1 млн злотых ($230 000). Теперь по польским понятиям пани Быдлинска была весьма состоятельной дамой.

Событие, однако, было настолько невероятным, в неожиданную удачу было так трудно поверить, что Быдлинска решила проверить вычисления сына. Как выяснилось, Михал забыл написать еще один нолик: пани Быдлинска стала обладательницей состояния размером $2,3 млн.

От подпольной газеты к медиа-концерну Софья Быдлинска работает редактором Gazeta Wyborcza еще с начала подпольных 80-х. Ее газета стала первым официально разрешенным оппозиционным изданием в странах Варшавского договора. А в постсоветское время издательство разрослось и превратилось в огромный медиа-концерн Agora, занимающийся изданием и распространением крупнейшей в Польше ежедневной газеты - Gazeta Wyborcza, а также ряда других печатных изданий. Кроме того, концерн владеет акциями нескольких радиостанций. Несмотря на то что в состав Agora входят исключительно польские компании, Gazeta Wyborcza широко сотрудничает с западной прессой и раз в неделю посвящает целую полосу материалам из Wall Street Journal. В структуре доходов концерна 79% занимают доходы от рекламной деятельности, 20% - от издательской и еще 1% % - из других источников.

Прежде чем акции Agora были впервые выставлены на биржевые торги, пани Быдлинска в числе нескольких старейших сотрудников газеты была премирована опционом, т. е. получила возможность выкупить пакет акций концерна по льготной цене - по 1 злотому ($0,23) за акцию. В начале июля курс акций Agora подскочил...

Приблизительно в таком же положении оказались 1600 работников газеты - те, кто пришел в Gazeta Wyborcza 20 лет назад, когда газету печатали вручную, рискуя угодить за решетку. Редакционные совещания проводились на кухне у Хелены Лучиво, бывшей в те годы старшим редактором Gazeta Wyborcza. Теперь наиболее стойкие борцы за демократию, которые на общественных началах (иными словами - совершенно бесплатно) издавали еще предшественницу нынешней Gazeta Wyborcza - газету Tygodnik Mazowsze, получили возможность в самом прямом смысле оценить преимущества той самой демократии, которая обошлась им совсем не дешево. 52-летняя Софья Флорянчик в конце 80-х за свою подпольную деятельность провела в тюрьме шесть месяцев. Днем она преподавала в Варшавском техническом университете, а ночью вместе с другими единомышленниками верстала номера Tygodnik Mazowsze.

Чуть позже, в начале 1989 г., в качестве репортера Tygodnik Mazowsze Флорянчик присутствовала на исторической встрече "за круглым столом" между лидерами "Солидарности" и представителями коммунистического правительства Польши. Результатом этих переговоров стало проведение первых за всю послевоенную историю Польши многопартийных выборов. А на время предвыборной кампании "Солидарности" наконец разрешили издавать собственную газету.

Официальная газета Тогда Лех Валенса обратился к сотрудникам Tygodnik Mazowsze с просьбой основать новую газету. Так родилась Gazeta Wyborcza, название которой в переводе с польского означает "Газета о выборах".

Сегодня, как в сказке, на пани Флорянчик неожиданно свалилось $2,6 млн.

Теперь она хочет уйти на пенсию и отдохнуть и от работы, и от политики.

"Деньги - это свобода, - говорит президент Agora Ванда Рапачинска. - Более 80% проблем в этой жизни легко решаются с помощью денег! " Кстати - о президенте Agora. Ванда Рапачинска - один из немногих руководителей, пришедших в газету позже остальных, в начале 90-х. В 1968 г., когда ей было всего 19, Ванда эмигрировала из Польши в Соединенные Штаты. В Америке она окончила Йельский университет и получила диплом бизнесменеджера. Потом девять лет она проработала в одном из американских банков, где, собственно, в начале 90-х Ванду и разыскала ее давнишняя подруга Хелена Лучиво. Хелена предложила Ванде вернуться в Польшу и возглавить деловые операции вновь созданной газеты.

Собственно, именно Ванде Рапачинской в соавторстве с вице-президентом и одним из соучредителей Agora Петром Немчицким и принадлежит идея предоставления опционов сотрудникам концерна.

Впрочем, многие старые сотрудники надеются, что неожиданное благополучие не уничтожит самый дух "Солидарности", до сих пор витающий в стенах редакции Gazeta Wyborcza. Главный редактор газеты известный историк и бывший диссидент Адам Михник отказался от своих акций. Несмотря на то что, получив свою долю, он стал бы очень богатым человеком, он сказал, что хочет сохранить независимость редактора и интеллигента.

Пани Рапачинска намерена использовать солидную часть своих $32,8 млн, чтобы поддержать многочисленных знакомых, художников, актеров и прочих представителей творческой интеллигенции. Собственно, уже сейчас она тратит немалую часть своей зарплаты ($80 000 в год), помогая родственникам и друзьям.

Кроме того, Ванда Рапачинска и пять ее коллег из правления концерна, в том числе Хелена Лучиво и Петр Немчицки, намерены принять участие в проекте, который Рапачинска назвала "Активисты на отдыхе". Пятеро членов правления являются основателями фонда, в котором на данный момент сосредоточено 9% акций, выпущенных Agora. Это соответствует приблизительно $150 млн. Доходы от деятельности фонда по замыслу его основателей должны направляться на благотворительные нужды. Один из последних прожектов Рапачинской и Лучиво - повышение качества образования в сельских школах.

Взгляд в будущее Бывшим активистам правозащитного движения удалось привить свои взгляды и молодому поколению сотрудников концерна. 30-летний Дарек Цвикляк отвечает за выпуск онлайновой версии газеты под названием Gazeta Online. Правда, идеалистические устремления Дарека смешиваются с некоторой долей приземленности, от которой - увы!! - молодому человеку никуда не деться. На прошлой неделе он продал все свои акции, выручив за них $13 000 - приблизительно девять своих месячных окладов. На эти деньги он собирается расплатиться с долгами и купить новый Renault Megane.

Вооруженный сотовым телефоном и суперсовременным компьютером, Дарек Цвикляк - типичный представитель молодого поколения журналистов Gazeta Wyborcza. Однако и он очень не хочет, чтобы из-за финансового благополучия из газеты ушла атмосфера времен "Солидарности". "Что интересно, - говорит он, - в нашей газете люди до сих пор работают не ради денег. Скорее ради идеи, ведь если сравнить с другими изданиями, зарплаты у нас не самые высокие".

Впрочем, пока складывается впечатление, что за моральный дух сотрудников бывшего диссидентского издания можно не беспокоиться. Старейшие работники типографии газеты, новое здание которой расположено в одном из пригородов Варшавы, выручили за свои акции приличные средства. Многие из них купили новые автомобили. Старые машины они продают своим молодым коллегам почти за бесценок - еще одно проявление духа "Солидарности".

Большинство старейших сотрудников - а подпольную газету выпускали в основном женщины - уже устали от общественной деятельности и, как ни странно, от неожиданно свалившегося на них богатства. "Мне надоело думать, как потратить эти деньги", - говорит Софья Флорянчик. Впрочем, отчасти эту проблему она уже решила. Пани Флорянчик собирается путешествовать по Перу и купить себе небольшую квартирку недалеко от Варшавы.

Однако привычка - вторая натура. И вот она уже собирается основать центр отдыха для детей из бедных и неблагополучных семей. "Мне тяжело, когда я вижу, что подрастает целое поколение, лишенное всякого понятия об основных человеческих ценностях", - говорит Софья Флорянчик.

Софья Быдлинска хочет основать центр помощи одиноким юдям. А может быть - школу танцев. А может быть, 56-летняя пани Быдлинска просто захочет пожить для себя. Когда она была совсем маленькой, коммунисты отняли у них дом, и с тех пор она жила в маленьких тесных квартирках. Вот и сейчас они с сыном ютятся в крохотной квартирке с окнами на огромный заводской двор с грудой металлических конструкций.

Скоро она купит новую квартиру в одном из красивых районов Варшавы.

"Она такая просторная, - говорит пани Быдлинска. - Она напоминает мне дом, где мы жили, когда я была еще совсем маленькая". (WSJ)