Копии лекарств теряют свою привлекательнось


Приближающееся введение НДС на лекарства заставило российских фармацевтов всерьез задуматься о том, как эффективнее организовать разработку и производство собственных препаратов. Старый спор о том, чем выгоднее заниматься - выпуском аналогов иностранных лекарств (дженериков) или оригинальных лекарственных средств, принимает новый оборот.

Оказывается, производить в России лицензионные копии не так уж и прибыльно, как это считалось раньше, а вкладывать средства в научные разработки вовсе не так уж и дорого.

"Повышение цен на лекарства это общемировая тенденция, такая же, как слияние компаний и монополизация, - считает Сергей Середенин, директор НИИ фармакологии. - То есть импортные препараты подорожают и в России".

"Из-за введения НДС вырастут цены на все препараты, даже входящие в перечень жизненно необходимых, потому что производители будут пытаться за их счет покрыть свои затраты на другие средства", - поддерживает его Антон Катлинский, замминистра здравоохранения РФ.

До сих пор многие фармацевтические компании видят ключ к увеличению производства в выпуске дженериков. У компании "Акрихин", пионера в данной области, дженерики сегодня занимают около 16% в общем объеме производства.

Однако есть, оказывается, и другой путь. "Дженерики вовсе не являются источником свободных средств для компаний, потому что в условиях жесткой конкуренции они с каждым годом приносят все меньше доходов, - утверждает Александр Шустер, генеральный директор "ЛЭНСФармы". - Стабильный доход, растущий вместе с объемом производства, могут принести только оригинальные брэнды или брэнд-дженерики - воспроизведенные препараты, имеющие собственные названия, в схему применения которых вложены дополнительные средства". По мнению Середенина, прибыль фармкомпании от выпуска одного оригинального препарата составляет до $100 млн в год.

Тем не менее любовь российских производителей к дженерикам вполне понятна - запуск производства копии обходится примерно в $20 000. Оригиналы на несколько порядков дороже. В Европе на разработку нового лекарственного средства тратится 10 лет и от $200 млн до $1 млрд. В России, по данным ассоциации "Росмедпром", все несколько проще: 3 - 7 лет и около $7 млн. "Сроки действительно верные, а вот затраты это миф, не учитывающий реалий нашей действительности, - считает Шустер. - Можно создать оригинальный препарат со всеми признаками брэнда за $250 000".

На первый этап доклинических испытаний нового средства, по словам Шустера, тратится не более $50 000 - если не возникает какихлибо особых дополнительных сложностей. Второй этап стоит $15 000 - 40 000. Документация для фармстатьи готовится специалистами самой компании, т. е. оказывается практически бесплатной.

Для клинических испытаний обычно требуются три группы примерно по 30 человек - по $500 за каждую карту больного. После этого препарат уже запускается в производство. "Наш первый оригинальный препарат - амиксин вышел на рынок три года назад, говорит Шустер. - Сейчас его продвижение уже не требует вложений. Более того, с доходов от амиксина мы отчисляем на чистую науку $200 000 в год".

У России действительно есть большой научный потенциал, особенно в области нейропсихотропных и сердечно-сосудистых средств. Тем не менее разработки пылятся на полках, и взяться за их реализацию решаются немногие.

Сегодня такое, пожалуй, под силу лишь ICN Pharmaceuticals, которая активно интересуется отечественными технологиями. У чисто российских компаний, работающих в одиночку, ресурсов не хватает. "Мы уже переходим от производства дженериков к брэнд-дженерикам, но пока не готовы к выпуску оригинальных препаратов", - говорит Александр Тюляев, руководитель центра маркетинговых исследований "Акрихина". Так что на фармрынке, возможно, скоро появится новая тенденция: компании начнут объединять усилия специально для производства конкретного оригинального препарата.

Копии лекарств