МВФ понял Россию умом


Даже в самолете, на котором сегодня улетает в Вашингтон миссия МВФ, ее эксперты будут, не теряя времени, готовить обзор российской экономики. Этот доклад еще до пятницы ляжет на стол директора МВФ Хорста Келера. Оценки доклада станут известны из первых рук лидерам "большой семерки", которые соберутся 21 июля на саммит на Окинаве.

Доклад МВФ будет выдержан в благожелательных для России выражениях. Как сообщил вчера "Ведомостям" директор МВФ от России Алексей Можин, впервые фонд по согласованию с российским руководством опубликует этот доклад на своем сайте в Интернете.

Переговоры завершились вчера поздно вечером. Все позиции доклада были согласованы. "Состояние макроэкономики настолько хорошее, что еще год назад о таком нельзя было и мечтать", - сказала "Ведомостям" первый зампред ЦБ Татьяна Парамонова. Миссия по достоинству оценила проделанную в последние месяцы правительством и ЦБ работу в области денежно-кредитной и бюджетной политики. Растут валютные резервы ЦБ, инфляция находится под контролем, снижается ставка рефинансирования.

Эксперты МВФ трудились в Москве в рамках статьи 4 устава фонда, по которой необходимо составить ежегодный обзор состояния экономики заемщика. Стороны главным образом сверяли свои подходы по денежно-кредитной и бюджетной политике. Сколько-нибудь существенных претензий у миссии нет. Бюджет исполняется не только с первичным, но и с общим профицитом, чего прежде никогда не было. Оживленная дискуссия возникла при обсуждении политики по стерилизации быстрорастущей денежной массы. Российская сторона представила миссии весь спектр инструментов, которые готова применить для связывания рублей. Речь шла о том, в каком объеме задействовать ценные бумаги ЦБ, в каком размере использовать облигации Минфина, какие примерно суммы направлять на погашение правительством ранее накопленной задолженности перед ЦБ. "Точных цифр в дискуссии не называлось, мы лишь рассмотрели возможные сценарии развития ситуации", - сказал Можин. Запуск механизмов стерилизации на те или иные обороты будет привязан к платежному балансу страны. Сценариев, как пояснил Можин, три: усиление притока валюты, быстрый рост резервов ЦБ и дальнейшее увеличение денежной массы; сохранение тенденций на нынешнем уровне; ослабление валютного напора. В зависимости от того, сколько рублей придется печатать ЦБ, в разных масштабах потребуется применять и инструменты связывания денежной массы.

Важнейший аспект этой политики состоит в том, что правительство может использовать допдоходы бюджета как для расплаты с иностранными кредиторами, так и для погашения внутреннего долга.

Бюджетный кодекс не предписывает правительству, на какой вид задолженности направлять допдоходы. "Внешний долг как инструмент стерилизации мы с миссией не обсуждали, - заметил российский участник переговоров. - Денежнокредитная политика рассматривалась под внутрироссийским углом зрения". Это, видимо, следует трактовать так, что миссия МВФ согласилась с подходом российских властей. Задолженность правительства перед ЦБ увеличилась за прошлый год на 160 млрд руб. Еще на 270 млрд руб. в ЦБ осело облигаций Минфина. Сократить именно эту задолженность в нынешних обстоятельствах, наверное, наилучший способ стерилизации.

Вступив с МВФ в дискуссию по денежно-кредитной политике, правительство и ЦБ по сути приступили к подготовке новой программы кредитования. Но от обязательств по старой - "степашинской" - программе уклониться нельзя. Как сказал Можин, к следующему приезду миссии в октябре разговор пойдет о застрявших законодательных актах: поправках в три банковских закона (законы о ЦБ, о банках и банковской деятельности и банкротстве кредитных учреждений), поправках в Гражданский кодекс, касающихся отключения неплательщиков РАО ЕЭС, поправках в закон о банкротстве и в закон о валютном регулировании и валютном контроле.