Что считать экспортом?


Антимонопольные органы возбудили дело против Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД). Об этом их попросила "Роснефть", которая считает, что железнодорожники берут с нее лишние деньги.

В случае победы "Роснефть" сэкономит $15 млн в год, а в противном - методом СКЖД воспользуются и другие транспортные монополисты.

Конфликт между "Роснефтью" и СКЖД начался в конце прошлой недели, когда железнодорожники прекратили перевозить нефть добывающих подразделений "Роснефти" - "Ставропольнефтегаза" и "Дагнефти" - по маршруту Буденновск - Тихорецк. Причиной этого стал отказ "дочек" "Роснефти", экспортирующих почти всю свою нефть, платить за услуги СКЖД по экспортной ставке.

В "Роснефти" считают претензии железнодорожников необоснованными. Как объяснил "Ведомостям" представитель компании, сырье, которое перевозится по ветке Буденновск - Тихорецк, по стандартам качества не подходит под экспортную смесь Urals. "То, что мы возим по этой железной дороге, никак нельзя назвать экспортным товаром, - считает сотрудник "Роснефти", - нефть доводят до стандарта после транспортировки по железной дороге перед тем, как она попадает в магистральный нефтепровод". В "Роснефти" подсчитали, что в случае повышения тарифа ее компаниям придется платить СКЖД вместо $2 около $12 с каждой перевезенной тонны сырья (или около $15 млн в год). Кроме того, в компании считают неправомерными методы железнодорожников. "СКЖД перестала грузить нашу нефть без объяснения причин и предварительного уведомления. Это беспредел", - заявил "Ведомостям" источник в "Роснефти".

Однако железнодорожники утверждают обратное. "Этот конфликт начался давным-давно, и мы многократно уведомляли "Роснефть" о своей позиции, - заявил "Ведомостям" один из сотрудников СКЖД, пожелавший остаться неназванным. - Если "Роснефть" прикладывает усилия, чтобы продать свой товар подороже, то почему и мы не должны делать то же самое? "По его словам, все грузоотправители, поставляющие свою продукцию на экспорт, платят СКЖД экспортный тариф.

В частности, это приходится делать "ЛУКОЙЛу", который также пользуется услугами СКЖД для перевозки своей нефти.

В "Роснефти" считают, что, если у железнодорожников есть претензии к компании, они должны рассматриваться в третейском или арбитражном суде. Несмотря на то что во вторник перевозки нефти возобновились, "Роснефть" обратилась в ростовское управление Министерства по антимонопольной политике с заявлением об ущемлении ее интересов со стороны СКЖД.

"Пока наше отделение начало квазисудебное разбирательство на основе заявлений "Роснефти". Какие-либо выводы мы сможем сделать по прошествии одного-двух месяцев. Однако найти в деятельности естественной монополии "состав преступления" для нас не самоцель", - пояснил "Ведомостям" представитель МАП. Если в ходе расследования выяснится, что услугу СКЖД следует оплачивать по внутреннему тарифу, его величину установит сам МАП.

В противном случае договор между "Роснефтью" и СКЖД автоматически попадет в сферу регулирования международной тарифной комиссии, и плата за перевозки будет взиматься по экспортной ставке, объясняют в министерстве.

Если МАП вынесет решение в пользу железнодорожников, этим в аналогичных ситуациях смогут воспользоваться другие перевозчики сырья, прежде всего "Транснефть". Так, в феврале 2000 г.

"Транснефть" потребовала, чтобы "Сургутнефтегаз" оплатил транспортировку 1,5 млн т нефти до Киришского НПЗ по экспортной ставке, поскольку далее эта нефть была направлена на экспорт по железной дороге. Тогда претензию "Транснефти" отклонила Федеральная энергетическая комиссия. "Если МАП решит, что с "Роснефти" надо взимать экспортный тариф, ФЭК попадет в некрасивую ситуацию", - считает вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев.