Акционеры заглядывают в карманы директоров


Одной из главных тем на общих собраниях акционеров европейских компаний в этом году стали дебаты по поводу политики поощрений в отношении топ-менеджеров. Эти компании перенимают американскую моду - выплачивать руководителям премии в виде гигантских опционов. Однако нормы, принятые в США, кажутся акционерам не подходящими для Европы.

Под давлением правительственных органов компании в ряде европейских стран, в частности в Нидерландах, все чаще публикуют сведения о размерах доходов своих топ-менеджеров. Анализ этих публикаций на примере таких компаний, как страховая фирма Aegon и издательский дом VNU, демонстрирует немалую разницу в доходах американских директоров и их европейских коллег. Так, Дональд Шепард, глава американского подразделения Aegon, зарабатывает $884 000, зарплата председателя правления нидерландского отделения той же фирмы Кеса Сторма значительно скромнее. Руководство Aegon утверждает, что разница между американской и нидерландской системой налогообложения делает различия в доходах не столь существенными.

Когда речь заходит о поощрениях на американский манер директоров европейских компаний, акционеры проявляют недовольство. Особенно остро на собраниях акционеров британских и немецких компаний встает вопрос о премировании руководителей крупными опционами, условия реализации которых кажутся акционерам слишком щедрыми. В случае с компанией DaimlerChrystler акционеры сочли, что стоимость реализации акций, предлагаемых в качестве опциона, не соответствует рыночной цене акции концерна.

По оценкам аналитиков, при реализации опциона стоимость акции составит около $23, что на 20% выше уровня, зафиксированного в феврале. Срок реализации опциона установлен в 10 лет.

На своем ежегодном собрании в Берлине многие акционеры высказывали возмущение планом руководства в отношении опционов, а также низкой стоимостью акций компании. Тем не менее предложенный план был принят.

В Великобритании дебаты разгорелись среди акционеров банка Barclays, руководство которого выдвинуло комплексный план, предусматривающий опционы для 200 топ-менеджеров. В рамках этого плана исполнительный директор банка Мэтью Бэрретт получил в этом году опцион на покупку 60 000 акций общей стоимостью $5,6 млн. Он может реализовать этот опцион в течение трех лет при условии, что показатели банка будут успешными и, в частности, его акции за три года поднимутся в цене до уровня $237 (сейчас они стоят в 10 раз меньше).

Разногласия по поводу опционов-премий характерны и для итальянских компаний. К примеру, несколько топ-менеджеров энергетической фирмы ENI могут получить в виде премий опционы на 7 млн акций при условии, что эта фирма добьется определенных финансовых успехов.

В целом же акционеры склоняются к мнению, что опционы на акции представляют собой более прозрачный и тесно привязанный к реальным результатам фирмы механизм поощрения сотрудников по сравнению с обычными премиальными пакетами акций. (WSJ)