Горячая приватизация


ТАЛЛИН - Большая часть бывших госпредприятий Эстонии, уже прошедших через приватизационные аукционы, оказалась в руках иностранных инвесторов.

Однако местные предприниматели, постепенно набирающие вес, надеются, что их голоса будут услышаны по крайней мере в двух крупных оставшихся конкурсах.

Укрепляя свои позиции на внутреннем рынке, эстонцы начинают все более настойчиво заявлять о правах на приватизацию двух ключевых предприятий: железнодорожной компании Eesti Raudtee и компании, управляющей крупнейшей в республике Нарвской электростанцией.

"Мы ничего не имеем против иностранных инвестиций. Однако сейчас эстонские предприниматели сами в состоянии вкладывать средства в экономику республики, - говорит Ааду Луукас,, председатель правления компании по транспортировке нефти Pakterminal. - Зачем же нам зарубежные инвесторы, когда мы сами сможем обеспечить получение долговременных инвестиций внутри страны? " Ааду Луукас, занимающий также пост президента Ассоциации предпринимателей Эстонии, является членом объединения инвесторов, которое примет участие в конкурсе на приобретение железнодорожной компании.

Эстония являет собой пример оперативного и очень прагматичного подхода к приватизации. В большинстве стран Центральной и Восточной Европы приватизация проводилась, как и в России, с использованием ваучеров, которые предоставляли рядовым гражданам возможность получить долю в том или ином госпредприятии.

В Эстонии приватизация крупных предприятий проводилась с помощью прямых инвестиционных конкурсов. Выигрывали те, кто мог сразу заплатить за собственность наличными, как правило, это были финские или шведские компании. Таким образом эстонский оператор телефонной связи Eesti Telecom оказался в руках шведской Telia и финской Sonera. А в 1998 г.

Eesti Telecom успешно провела первичное размещение акций.

Сейчас полностью приватизирован финансовый сектор эстонской экономики, в котором молодые эстонские компании сосуществуют с бывшими государственными банками, скупленными большей частью шведскими банками.

Эстонским предпринимателям достались в основном предприятия, которые приходилось восстанавливать практически с нуля. Так, в руках эстонцев оказались почти все компании по транспортировке нефти. Теперь местные предприниматели, окрепнув, пытаются повлиять на формирование внутреннего рынка.

Американская NRG Energy на протяжении вот уже четырех лет пытается купить 49% акций Нарвской электростанции. Недавно правительство Эстонии наконец-то пообещало, что договор на сумму $400 млн будет подписан 27 июля. Однако в дело вмешалась государственная энергетическая монополия, Eesti Energia, которая официально выступает в качестве одной из сторон договора и всеми силами старается оттянуть заключение сделки или воспрепятствовать ей.Eesti Energia отказывается принять схему, при которой она будет вынуждена покупать энергию у Нарвской электростанции по фиксированной цене в течение 15 лет. Представители NRG утверждают, что это необходимо для того, чтобы гарантировать определенный уровень доходов, большая часть которых пойдет на модернизацию предприятия в соответствии со стандартами Евросоюза.

А сделать это нужно до 2005 г., чтобы вовремя успеть в ЕС.

Одновременно идет прием заявок на приватизацию 66% доли в государственной железной дороге.Eesti Raudtee - основной перевозчик нефти через территорию Эстонии. Ожидается, что единая заявка поступит от двух десятков наиболее влиятельных бизнесменов Эстонии, которые объединили усилия, с тем чтобы предотвратить покупку железной дороги иностранной компанией. Другие претенденты - американская RailWorld и английская Jarvis International. По мнению эстонцев, американцы и британцы провалят проект, поскольку не умеют работать с россиянами. (WSJ)