Родом из Африки


Булки от Филиппова, буженина от Елисеева, часы от Буре - это наше прошлое.

Принтеры от Хьюлета и Паккарда, машины от Форда и джинсы от Кельвина Кляйна - это настоящее, но не наше.

У нас пока разве что конфеты от Коркунова да каши от Быстрова... Увы, пункт номер два дает осечку. Быстров - это чтото вроде Анкла Бэна или Милой Милы: вымышленный персонаж без плоти и крови. Хотя некоторая связь между названием ООО "Быстров" и именем его президента Сергея Выходцева все же просматривается: когда-то в молодости он пописывал статейки в настенную прессу и подписывался Быстровым.

Мы обедаем в ресторане африканской кухни "Лимпопо": у Сергея в тарелке седло косули, я дегустирую стейк из акулы. Место выбрано не случайно. В Африке Выходцев прожил пять лет.

Но если начинать сначала, то нужно вернуться в 1989 г., когда Сергей, придя из армии и восстановившись на втором курсе МХТИ им. Менделеева, понял, что на студенческую стипендию не прожить. Все однокурсники тогда занимались "бизнесом", Выходцев не стал исключением. Он установил связи с серыми поставщиками чистопольских "командирских" часов, создал из швейцаров и официантов интуристовских отелей дистрибьюторскую сеть, и дело пошло. Но процветало оно недолго. Как это нередко бывало в начале 90-х гг., наехал рэкет. "Они хотели немерено денег, сколько мы в жизни никогда не заработали бы", - говорит Сергей. Он понял, что в Москве ему не жить.

Путей для бегства было немного: либо в Магадан (там живет армейский друг), либо в Африку (бывший сосед по общежитию звал к себе в Зимбабве). Африка была выбрана исключительно по погодным соображениям (Сергей вырос в Орджоникидзе, поэтому жару переносит лучше, чем морозы).

Замбези, водопад Виктория, Лимпопо...

В начале 90-х гг. Африка была таким мировым адреналиновым заповедником - местом, где молодой человек, желавший испытать себя, мог почти бесплатно получить полный букет приключений и впечатлений. Поэтому просторы Африки бороздили тучи бэкпеккеров молодых выпускников западных университетов, которые, прежде чем затянуть горло белым воротничком и окончательно погрязнуть в скучной буржуазной жизни, хотели накачаться адреналином до конца дней.

Сергей сколотил вокруг себя команду таких же славян-отщепенцев из Польши, Болгарии, Чехии, СНГ и путешествовал вместе с ними.

Они купили три раздолбанных "лендровера" (по $300 каждый), привели их в чувство и перемещались с места на место. Становились лагерем, разбивали палатки, а чтобы немного заработать, пускали на постой бэкпеккеров.

Южную часть материка - от Уганды до границ ЮАР - он объездил вдоль и поперек, но больше всего манила ЮАР, путь в которую был закрыт. "У меня весь паспорт был проштампован отказами в визе", - говорит Сергей. Помог счастливый случай. В то время голливудская киностудия снимала в Африке кино про Шерлока Холмса. Действие фильма происходило во времена Англо-бурской войны, поэтому была нужна массовка, изображающая буров. Все окрестные славяне с радостью подписались на съемки: во-первых, платили сказочные деньги (примерно $5 в день), во-вторых, кто, кроме нашего брата, выдержит целый день на плацу, да в бурском обмундировании, да в 45-градусную жару.

Сергей быстро подружился со съемочной группой. Узнав, что он давно и безуспешно пытается получить визу в ЮАР, одна из сотрудниц пошла в консульство и все устроила.

С триумфального въезда в ЮАР начался следующий этап в жизни Сергея Выходцева.

К тому времени он подтянул из России в Африку человек десять "часовых" ребят, опираясь на которых по мелочи развивал и туристический, и торговый бизнес. Ему хотелось создать нормальную цивилизованную фирму, но он чувствовал, что не хватает образования.

В итоге он на год все бросил и занялся учебой.

Стать полноправным студентом Кейптаунского университета Сергею не удалось, поэтому он "вольным стрелком" слушал те лекции, которые ему были интересны: фондовые рынки, инвестиции, финансы.

Пробуя поставлять различные товары южноафриканского производства в Россию, Выходцев неожиданно наткнулся на золотую жилу - выяснилось, что юаровский растворимый напиток Drink-o-Pop очень полюбился россиянам. К этому моменту Сергей был готов вернуться на родину, чтобы строить свой большой бизнес.

Есть восточная философия, говорит Выходцев, суть которой сводится к принципу "быть", и западная, в которой ключевой постулат - "иметь", а мы где-то посередине. "Но что касается меня, то я, безусловно, из тех, кому ближе принцип "быть", иначе я не вернулся бы из ЮАР, - заключает он. - Зачем? У меня трое детей, а там я жил с комфортом".

Была создана компания "СИ-ПРО", президентом которой стал Сергей Выходцев, разработана рецептура российского аналога напитка, и вся страна запела "Инва-а-а-йт, просто добавь воды".

"Систему дистрибьюции я изучал в компании Colgate Palmolive South Africa", - рассказывает Сергей. Он нанялся в местный офис этой компании исключительно для того, чтобы понять, как работает ее система дистрибьюции.

Там Сергею как новичку досталась деляночка с нищими переселенцами из Свазиленда и Мозамбика, которые в жизни не чистили зубы.

Когда, продав любопытствующим бушменам пять тюбиков из трех ящиков, Сергей возвращался в контору, он был близок к отчаянию.

Однажды, чтобы поддержать дух начинающего дилера, его шеф - дока в дистрибьюции рассказал реальную историю из жизни двух обувных фирм. Американец, представитель компании Х, приехав в Ботсвану, прямо со взлетно-посадочной полосы рапортует в контору: "Шеф, бизнеса здесь не будет: целая страна - и никто не носит обувь". Приехавший через год голландец из компании Y тоже звонит боссу, но говорит другое: "Шеф, мы нашли золотую жилу: целая страна босых людей, которых нужно обуть". Сейчас обувь этой фирмы можно купить в самом глухом уголке Африки.

Продажи "Инвайта" росли. В 1996 г. два раза в неделю в Москве и Питере приземлялся самолет, загруженный 40 т продукции, которую дистрибьюторы разбирали прямо с колес.

И тут грянул гром, причем с той стороны, откуда его не ждал никто. Дилеры вдруг начали возвращать товар. Компания несла миллионные убытки. Проанализировав ситуацию, установили причину - нарушение рецептуры.

К тому времени заказы на производство "Инвайта" перенесли в США, а рациональные американцы, покумекав и посчитав, заменили один из ингредиентов рецепта на другой, более дешевый. Злого умысла не было, подвела известная американская убежденность, что мир кончается за границами Штатов. Они провели успешные испытания новой рецептуры у себя дома и были собой весьма довольны.

Им не пришло в голову, что если вода в штате Небраска идентична воде в штате Оклахома, то это не значит, что вода в Чите такая же, как и в Сыктывкаре. Но именно из-за того, что жесткость воды в регионах России может быть разной, в рецептуре был предусмотрен тот самый дорогой ингредиент. Как только его заменили на другой, порошок перестал растворяться и выпадал в осадок.

Открыв контракт с американской фирмой, в "СИ-ПРО", к своему ужасу, обнаружили, что об изменении рецептуры в нем не сказано ничего.

"Я понимаю, что я подписывал контракт и вина лежит на мне, - говорит Выходцев, - но цены на юридические услуги в те времена зашкаливали, и я сэкономил деньги". Правда, арбитраж все-таки удалось выиграть, если можно признать выигрышем мировую, по которой американцы признали, что были не правы, оплатили "СИ-ПРО" все судебные издержки да покрыли малую толику убытков от возврата товаров.

Это позволило реабилитироваться перед кредиторами, которые к тому времени уже начали финансировать строительство завода по производству быстрорастворимых напитков и завтраков в Питере (завод обошелся в $10 млн, годовой оборот "СИ-ПРО" составлял в то время $30 млн). Труднее было реабилитировать "Инвайт" в глазах покупателей. Обороты восстанавливались очень медленно.

"В 1997 г. все, что мы наработали за три года интенсивной работы в России, ушло на покрытие убытков, - говорит Выходцев, - зато мы сохранили деловую репутацию. И с этим вошли в кризис".

В мае 1998 г. открылся питерский завод.

В августе 1998 г. случилось то, что случилось.

Производство остановилось, торговля замерла. Инвесторы закрыли все кредитные линии, а Выходцев отправился в Непал к буддистам искать ответы на вечные вопросы.

Он вернулся в январе 1999 г. и привез на предприятие, в котором ему уже почти ничего не принадлежало, новую концепцию развития, которая базировалась на двух принципиальных идеях. Во-первых, финансирование бизнеса за счет его продажи. Во-вторых, изменение приоритета в производстве вместо дешевых растворимых напитков, супов и завтраков сделать ставку на качественные каши, супы и прочие продукты быстрого приготовления.

Поскольку получить полную поддержку у акционеров и руководителей "СИ-ПРО" ему не удалось, было решено разделить два направления деятельности группы. Тогда и возникло ООО "Быстров" (сейчас в нем работает 350 человек). У предприятия другие хозяева, но костяк менеджеров перешел из "СИ-ПРО", ООО "Быстров" использует производственные мощности "СИ-ПРО" и до недавнего времени использовал его дистрибьюторскую сеть (до конца 2001 г. компания намерена переключиться полностью на свою дистрибьюцию). А Сергей Выходцев впервые в своей жизни стал наемным менеджером. Но он считает, что все нормально. "Я чувствую свою вину за то, что произошло с "СИ-ПРО", - говорит Выходцев. И добавляет, что еще одна ошибка, в которой он винит только себя, - это слишком дорогая, построенная по модели большой интернациональной компании система дистрибьюции (с 12 региональными складами), которая оказалась не по зубам развивающейся российской компании.

Кашу "Быстров" начали выпускать в сентябре 1999 г. В первый месяц объем производства составил 50 т, в июне 2000 г. было выпущено уже около 300 т. (Емкость отечественного рынка оценивается независимыми исследователями в 2000 т в месяц.) Сейчас выпускается 12 видов каши, до конца года планируется запустить еще 10 наименований, а затем покрыть всю линейку еды быстрого приготовления: супы, кексы, блинчики и пр.

Сергею Выходцеву 31 год, он снова учится - перешел на второй курс юрфака МГУ.

И в ближайшее время собирается во что бы то ни стало побывать в Тибете.