Слово на букву "П"


Висенте Фокс, в начале июля одержавший победу на президентских выборах в Мексике, добился успеха во многом благодаря личному обаянию и высокому эмоциональному накалу избирательной кампании. Обещая провести долгожданные реформы, он обходил вопрос о демонополизации энергетического сектора, вызывающий раздражение у многих его соотечественников. Однако вопрос этот, встающий перед руководителями практически всех стран с переходной экономикой, ему, вероятно, придется решать одним из первых. В разговоре Фокс склонен к бесцеремонности. Беседу с королем Испании Хуаном-Карлосом, позвонившим ему, чтобы поздравить с победой, он закончил словами: "Увидимся, король". Однако есть одно слово, которого Фокс старался избегать в своих пламенных речах перед тысячами избирателей. Это слово - "приватизация". Иногда в качестве замены он употреблял выражение "слово на букву П".

Через 10 лет после того, как мексиканское правительство начало реализовывать программу продажи государственных активов - от банков до заводов по производству велосипедов, - слово "приватизация" продолжает считаться в стране ругательным словом. Таким оно стало в результате многочисленных обвинений в кумовстве, коррупции и спасении неэффективных, но связанных с госчиновниками компаний, сопровождавших передачу государственной собственности в частные руки.

Фокс тонко чувствует настроение в обществе, что в значительной степени помогло ему выиграть президентскую гонку. В своих действиях бывший генеральный директор по операциям компании Coca-Cola в Мексике и странах Карибского бассейна зачастую руководствуется принципом: "Если народу (клиенту) лозунг (товар) не нравится, его нужно заменить". Во время избирательной кампании Фокс, обещавший в случае прихода к власти провести радикальные преобразования, при обсуждении вопросов приватизации был осторожен, если не сказать консервативен. Он уверял, что не планирует проводить приватизацию двух оставшихся под контролем государства гигантских монополий - нефтяной компании Pemex и компании Federal Electricity Commission (CFE), производящей 92% электроэнергии в стране.

Однако уже после выборов уходящее правительство Эрнесто Седильо вновь подняло вопрос о приватизации этих компаний, и Фоксу скорее всего придется определить свою позицию по нему еще до 1 декабря, когда он официально вступит в должность президента. Используя вместо слова "приватизация" слово "демонополизация", чиновники Министерства энергетики заявили о необходимости разделения Pemex и CFE. Это позволило бы обеспечить конкуренцию на энергетическом рынке и увеличить предложение, которое в долгосрочной перспективе будет значительно отставать от спроса со стороны быстро развивающейся экономики страны. "Мы должны быть готовы обсуждать вопрос о том, нужен ли нам один Pemex, два или три, чтобы они конкурировали друг с другом, - заявил на прошлой неделе министр энергетики Луис Тельес. - Это, конечно, очень деликатная тема, но мы должны ее обсуждать".

Реструктуризация энергетического сектора может стать одной из первых проблем, с которой предстоит столкнуться Фоксу. В связи с ее остротой встает вопрос, какую тактику выберет его администрация для продвижения реформ. Институционно-революционная партия, правившая в Мексике 71 год, почти всегда имела большинство в парламенте, что позволяло ей проводить любые, даже непопулярные реформы. У возглавляемой Фоксом Партии национального действия (ПНД) нет большинства, и ее руководители заявляют, что не намерены растрачивать политический капитал в битвах, которые нельзя выиграть. Между тем реструктуризация энергетического сектора действительно назрела. По словам Эктора Олеа, главы ведомства, регулирующего деятельность энергетического сектора, у CFE недостаточно средств для замены устаревшего оборудования и во время пиковых нагрузок резерв мощности падает с обычных 6% до опасно низкого уровня в 2%, т. е. энергосистема практически исчерпывает свой ресурс. Частные компании получили лицензии на $6,7 млрд на строительство новых электростанций, однако новые мощности обеспечат страну электричеством не более чем на три года.

Pemex также не справляется с потребностями страны. Спрос на природный газ растет на 10% в год, тогда как предложение - лишь на 5 - 6%. Это означает, что Мексика будет вынуждена либо импортировать больше газа из США по ценам, выросшим вследствие нехватки газа в Северной Америке, либо увеличить добычу на своей территории. По словам Хуана Буэно Торио, советника Фокса по вопросам энергетики, новый президент хочет предложить частным энергетическим компаниям продавать электричество через национальную сеть и создать рынок для торговли электричеством. Чтобы демонополизировать энергетический сектор, правительство Седильо еще в феврале 1999 г. направило в парламент предложения по внесению изменений в Конституцию; конгресс, однако, еще даже не приступил к их рассмотрению. ПНД же, по словам Буэно Торио, не намерена изменять Конституцию и хочет достичь консенсуса в парламенте. "Мы намереваемся предложить политическим группам различные варианты и обсудить их в конгрессе. Мы не претендуем на то, чтобы быть авторами окончательного решения", - сказал он. (FT)