Ниязов снова передумал


Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов неожиданно высказался в поддержку строительства Транскаспийского газопровода между Туркменией и Турцией стоимостью $2 млрд, получившего одобрение со стороны США. С предложением возглавить реализацию проекта Ниязов обратится к Royal Dutch/Shell Group.

До сих пор Ниязов не поддерживал идею строительства газопровода. Он вел переговоры с Россией, заинтересованной в налаживании поставок туркменского газа в Турцию. По словам представителей государственных организаций и нефтяных компаний Туркмении, в какой-то момент Ниязов испугался, что, сталкивая российские и американские интересы, сам останется у разбитого корыта.

Ниязов уже намекнул на изменение своей позиции на переговорах с Shell, которые проходили в начале августа. Этот же вопрос он затронул на встрече с новым послом Турции в Туркменистане Бахаттином Гурсозом. По данным официальных турецких источников, на этой встрече Ниязов сказал послу, что скоро туркменский газ пойдет в Турцию и через Россию, и через Иран. Недавно Ниязов пригласил президента Турции Ахмеда Неджета Сезера приехать в Туркменистан на переговоры о строительстве газопровода. Как сообщают официальные представители Туркменистана, Ниязов намерен ускорить решение этого вопроса, хотя сроки реализации проекта еще не обсуждались.

Один из руководителей Shell полагает, что в течение ближайших дней, от силы - недель компания получит от Ниязова предложение возглавить строительство газопровода. Газопровод длиной 2000 км будет проложен по территории Туркмении, Азербайджана и Грузии, а затем по дну Каспийского моря.

По мнению руководителей Shell, туркменских официальных лиц и аналитиков, неразрешенным остается еще один немаловажный вопрос: Туркмения опасается, что в случае строительства газопровода Россия откажется покупать туркменский газ. Представитель Shell заявил, что, если Россия применит к республике меры экономического воздействия, компания не сможет компенсировать ущерб туркменскому правительству.

Транскаспийский газопровод составляет конкуренцию совместному российско-итальянскому проекту "Голубой поток", осуществляемому РАО "Газпром" и Eni SpA. В соответствии с этим проектом между Россией и Турцией по дну Черного моря предполагается протянуть газопровод пропускной способностью 16 млрд куб. м в год.

По мнению ряда аналитиков, резкая перемена в позиции Ниязова вызвана, в частности, недавним заявлением Турции, предупредившей о намерении проанализировать договоры на поставку газа с Россией, Ираном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираком и определить приоритетных партнеров. Решение будет в значительной степени зависеть от способности продавца доставить газ на рынок.

Кроме того, изменение позиции туркменского президента, по мнению аналитиков, было продиктовано целым рядом факторов. Так, в июне General Electric и Bechtel Group отказались от участия в консорциуме PSG International, созданном с Shell для строительства газопровода, из-за нежелания Ниязова разворачивать работы по этому проекту. Shell предупредила, что Азербайджан может лишить Туркменистан возможности экспортировать газ в Турцию. А BP Amoco стремится поставлять в Турцию газ из Азербайджана. В июле 2001 г. Иран начнет отправку газа в Турцию в соответствии с договором о поставке 20 млрд куб. м газа на сумму $20 млрд, подписанным между обеими странами в 1996 г.

"Газпром" и Туркменистан до сих пор не могут договориться о ценах на туркменский газ.

"Shell ясно дала понять, что, если Туркменистан будет и дальше занимать расплывчатую позицию по вопросу о строительстве газопровода, может случиться так, что Туркмении придется продавать газ только "Газпрому". В таком случае "Газпром" будет диктовать Ниязову свои условия и установит цену, которая вряд ли понравится президенту Туркменистана", - сказала Джулиан Ли, аналитик Center for Global Energy Studies. (WSJ)