Приборостроители начали объединяться


Костяк корпорации "Аэрокосмическое оборудование", объединяющей российских производителей авионики, может быть создан уже к концу сентября. К этому сроку планируется завершить акционирование четырех приборостроительных заводов и передать их акции в собственность новой компании.

Идея создания компании, объединяющей производителей авионики, была закреплена постановлением правительства от 14 ноября 1998 г. Доля государства в уставном капитале "Аэрокосмического оборудования" должна составить 51%, эти акции закрепляются в федеральной собственности на три года. Оплата госдоли была осуществлена путем передачи корпорации пакетов акций тамбовского завода "Электроприбор" (38%), Улан-Удэнского приборостроительного объединения (25,5%) и 20% -ного пакета акций Ростовского часового завода.

"Аэрокосмическое оборудование" было зарегистрировано в апреле 2000 г. в Санкт-Петербурге. Негосударственным акционером корпорации является Объединенный авиаприборостроительный консорциум (49%), близкий к петербургскому приборостроительному заводу "Пирометр". Задержку регистрации новой компании эксперты связывают с процедурными формальностями: нужно было время на инвентаризацию имущества госпредприятий и согласование планов их приватизации.

На днях стало известно, что к корпорации уже готовы присоединиться еще четыре госпредприятия: московский завод "Темп", смоленский "Измеритель" и два завода "Радиоприбор" - в Казани и Альметьевске (Татарстан).

По решению правительства Татарстана от 28 июля новой корпорации будет передано 25% акций казанского "Радиоприбора", в дальнейшем этот пакет может увеличиться до контрольного. Как сообщил замгендиректора по экономике альметьевского "Радиоприбора" Насих Хайдаров, это предприятие акционируется по аналогичной схеме. На московском "Темпе" и смоленском "Измерителе" доля корпорации составит 50% плюс 1 акция. "Остальное останется в федеральной собственности до особого распоряжения правительства", - говорит зам главного инженера "Измерителя" Василий Баранов. Приватизация обоих предприятий также должна завершиться к концу сентября.

На этом корпорация останавливаться не намерена. Как сообщил замгендиректора корпорации "Аэрокосмическое оборудование" Андрей Ященко, к 2002 г. компания планирует приобрести акции еще 17 частных компаний, занимающихся авиаприборостроением. Он не назвал предприятия, отметив лишь, что "Аэрокосмическое оборудование" стремится к покупке блокирующих пакетов.

По словам Ященко, в этом году на предприятиях корпорации планируется изготовить 36 комплектов для самолетов по заказу авиационно-производственных объединений Иркутска и Комсомольска-на-Амуре. "В перспективе мы рассчитываем также на заказы корпорации "МИГ", - говорит он. Стоимость одного военного самолета составляет $15 - 20 млн. На долю авионики приходится 20 - 40% в зависимости от назначения авиационного комплекса.

Эксперты затрудняются оценить, насколько сильные позиции сможет занять "Аэрокосмическое оборудование" на рынке. "Ежегодный объем экспорта российской военной техники составляет около $4 млрд, но сколько здесь приходится на самолеты и тем более на авионику, сказать очень сложно", - говорит руководитель программ Московского центра Карнеги Александр Пекаев. По его мнению, в том случае, если корпорация действительно объединит более 20 предприятий, ее позиции на рынке будут "очень неплохими".