С какими странами СНГ Россия установит визовый режим?


Два самых сложных района в этой связи, безусловно, государства Центральной Азии и Закавказья. Сохранение безвизового режима с ними станет возможным только в том случае, если руководство этих стран сможет убедить российские власти в том, что будет делать все для препятствия экспорту терроризма и наркотиков. Вообще же наверняка можно предполагать только то, что визы, скорее всего, не введут с Белоруссией, учитывая близость отношений. Что касается всех остальных государств СНГ - это вопрос переговоров.

Евгений Бажанов

Я думаю, что введение Россией визового режима может коснуться прежде всего Грузии и стран Центральной Азии. Хотя, конечно, нельзя исключать аналогичных мер и в отношении большинства других стран СНГ. Например, я плохо себе представляю визовый режим, скажем, с Украиной. Потенциальные проблемы в таком случае значительно перевесят те реальные или мнимые выгоды, которые можно извлечь из визового режима. Выход из Бишкекского соглашения представляет собой конец так называемого "народного" СНГ. Введение виз создаст проблемы для многих. А вот насколько оно поможет борьбе с терроризмом, сказать пока трудно.

Дмитрий Тренин

В первую очередь речь идет о тех странах, где наблюдаются серьезные столкновения, - это Узбекистан, Киргизия, Таджикистан. То есть практически все государства Средней Азии. Позитивных сдвигов от данного шага в самое ближайшее время ожидать трудно - он долгосрочный по своему эффекту. Россия на сегодняшний день не может обеспечить для себя полноценные каналы получения информации о том, кто же въезжает на ее территорию. Визовый режим будет самым главным, но пока не слишком эффективным способом. Тогда как заявление о выходе из бишкекского режима может ухудшить отношения со странами СНГ.

Алексей Чеснаков

Первыми будут, конечно, среднеазиатские страны. Сначала Таджикистан и Узбекистан. Затем, я думаю, может встать вопрос о введении визового режима с Киргизией, впоследствии - с Казахстаном, через который идет очень большой поток эмигрантов со всей Центральной Азии. С Закавказьем, я думаю, будет идти активный политический торг. В первую очередь с Азербайджаном и Арменией. По крайней мере, если проявлять последовательность в борьбе с потоком наркотиков и нелегальных эмигрантов, то действовать надо именно так. Правда, политические мотивы первоначально могут взять верх, но в конце концов к визовому режиму мы все-таки придем.

Владимир Прибыловский

Мне кажется, что решение России ввести визовый режим со странами Содружества кладет конец СНГ и всем предшествующим усилиям России по интеграции постсоветского пространства. И те плюсы, которые рассчитывает получить Россия от введения виз, наверняка будут перекрыты значительными политическими издержками. То, что, скажем, на Украине, в Закавказье или в Центральной Азии осуществляются попытки построить недемократические национальные государства на антироссийской основе, - все же естественное, но преходящее явление. И в ответ на него Россия тем более должна прилагать какие-то политические и дипломатические усилия. А введение визового режима кажется мне малоэффективным. И вряд ли оно поможет бороться с терроризмом. Как, например, удастся контролировать протянувшуюся на тысячу километров границу с Казахстаном, учитывая, что местами эта граница никак не означена.

Борис Шмелев

Объявленная причина выхода из Бишкекского соглашения - это необходимость борьбы с экспортом терроризма, преступности и оборота наркотиков. В первую очередь, вероятно, имеется в виду ситуация вокруг Чечни. В связи с чем первой в списке кандидатов на введение визового режима может оказаться Грузия. Далее, я думаю, могут возникнуть проблемы с рядом центральноазиатских государств, прежде всего с теми, кто не входит в Таможенный союз и где сейчас идет эскалация напряженности. А следствием всех этих решений, по сути, является прекращение существования СНГ как интеграционной структуры. Вероятно, в перспективе речь будет идти о разноуровневых асимметричных отношениях, и тогда мы реально увидим градацию стран СНГ в системе приоритетов российской внешней политики. Очевидно, постановка вопроса такая: безвизовый режим с тем, кто готов тесно сотрудничать с Россией, и визовый - с теми, кто не готов. Но здесь, конечно, будет очень сложно установить критерии, тем более что возникает также проблема в отношениях с Белоруссией. Вероятно, вслед за Бишкекскими соглашениями придется пересматривать и что-то еще, ведь безвизовый режим только зримая часть айсберга. Однако я не думаю, что визовый режим окажется очень эффективен. Куда более перспективным оказывается усиление взаимодействия спецслужб.

Вячеслав Никонов