Главное - чистоплотность


Казалось бы, что общего между современным зданием штаб-квартиры Kao Corporation в Токио и деревянным буддийским храмом Хорюдзи, построенным в центральной Японии 1400 лет назад? И тем не менее некоторая связь между ними есть: с 1971 по 1990 г. президентом Kao Corporation был Йосио Марута, находившийся под сильным влиянием философии Сингон (одно из направлений буддизма, являющееся ровесником храма Хорюдзи).

Марута, который сейчас на пенсии, активно использовал буддийские принципы в управлении компанией. Эти принципы помогли Kao, ведущему производителю моющих и косметических средств, пережить нефтяной кризис 1973 - 1974 гг. и успешно бороться за потребителя в последующее десятилетие, когда в Японии многие корпорации становились банкротами.

Марута верил, что в компаниях, да и в любых организациях, следует уважать индивидуальное творчество, равенство и открытость. Его девиз, он же слоган Kao: "В основе процветающего общества лежит чистоплотность". Марута расформировал административный и юридический отделы, а также отдел кадров, создав на их основе единую гибкую структуру. По его настоянию компания сама занималась исследованиями и разработками, а также созданием программного обеспечения. Он организовал для сотрудников регулярные занятия по изучению основ дзэн-буддизма. Сам Марута в 70-е потратил четыре года на овладение практикой медитации.

Марута учил сотрудников подходить к делу творчески, искать новые идеи и постоянно подвергать сомнению расхожие истины. Он верил, что это и есть "квинтэссенция информации", кангио ичидзо в дзэн-буддизме. Марута призывал менеджеров Kao стремиться к достижению интуитивного понимания, становиться наставниками для самих себя и своих подчиненных.

Японские буддисты считают, что люди должны всеми силами стремиться приносить пользу. Так, во время Второй мировой войны Kao Corporation переключилась с производства мыла на выпуск горюче-смазочных материалов, столь необходимых для военных нужд. И сегодня Kao старается предугадать потребности своих покупателей.

В японских компаниях несколько стыдливо относятся к прибыли: буддизм призывает отказаться от мирской суеты и роскоши и вести жизнь простую и непритязательную. Однако в Kao считают, что прибыль - вещь вполне приемлемая и не такая уж плохая. "В Японии есть люди, которые боятся прибылей. Но ведь именно прибыль позволяет нам вкладывать средства в разработку новых товаров и таким образом следовать нашему девизу о чистоплотности", - говорит нынешний президент Kao Такуйя Гото.

Компания была основана в 1887 г. семьей Нагасе и занималась производством мыла. Нагасе не отличались особой религиозностью, и корпоративная политика никак не была связана с религией до прихода Маруты.

Сейчас, после выхода Маруты на пенсию, компания понемногу отходит от заложенных им традиций. Kao все больше ориентируется на западные корпорации, которые известны своей прозрачностью и открытостью для общества. "Замкнутая компания постоянно водит своих акционеров и сотрудников за нос. Мы же хотим информировать их обо всем как можно быстрее", - говорит Гото.

В последние годы в Kao были введены новые стратегии менеджмента, которые отражают текущие потребности рынка. Компания больше не стремится, как требовал Марута, вести самостоятельные исследования и разработки. Сегодня эти задачи могут быть возложены на компании соответствующего профиля. Объединенные в 70-е гг. подразделения вновь были разделены, а занятия дзэн-буддизмом заменены уроками английского языка. "Мы не считаем, что чем-то отличаемся от американских или европейских компаний. Мы всегда пытались производить продукты, которые были бы полезны потребителю", - говорит Гото. (FT, 29. 08. 2000)