Польша отстала


ВАРШАВА - До недавнего времени Польша считалась первым кандидатом на вступление в Европейский союз. Страна быстрее остальных своих восточноевропейских соседей осуществляла переход на рыночную экономику. Ныне же официальные представители Словении, Венгрии и Эстонии говорят, что не хотят ждать отстающую Польшу, в то время как Евросоюз предпочел бы принять новых членов как единую группу. На декабрьском саммите Евросоюза было предложено установить конкретные сроки завершения переговоров о вступлении в Евросоюз стран первой группы кандидатов: Венгрии, Кипра, Польши, Словении, Чехии и Эстонии. Если такие сроки будут установлены, фактически появится окончательный график вхождения этих стран в ЕС. Чтобы оказаться в числе принятых, Польше необходимо решить ряд серьезных проблем - от изменения законодательства в соответствии с требованиями ЕС до реформирования высокозатратного, неэффективного фермерского сектора. Правительство Польши этим летом постаралось форсировать законотворческий процесс. В июле была создана комиссия во главе с уважаемым в стране политиком, бывшим министром иностранных дел Брониславом Геремеком, которая должна до конца года ускоренными темпами провести через парламент 100 необходимых законопроектов. Правительство опасается, что в ноябре, когда ЕС публикует отчет по результатам годовой деятельности стран-кандидатов, достижения Польши будут оценены негативно. С политической точки зрения, однако, нынешняя осень - не самое удачное время для углубленной и кропотливой законотворческой деятельности. В октябре должны состояться президентские выборы, которые проходят на фоне недовольства деятельностью правительства, возглавляемого Ежи Бузеком.

Представители ЕС все же отмечают определенный прогресс. Польский парламент уже принял все законодательные акты, составляющие свод законов ЕС, включая законы об упорядочивании стандартов, о государственной помощи, о защите прав потребителей, и новый коммерческий кодекс. Однако ЕС требует от Польши в качестве доказательств серьезности ее намерений не только принять необходимые законы, но и приступить к их реализации. Между тем подобные требования не выдвигаются нынешним членам ЕС. Ян Кулаковски, главный представитель Польши на переговорах с ЕС, называет такой подход "нереалистичным" и "нечестным", добавляя, что Брюссель свысока относится к восточноевропейским кандидатам. По утверждению Гюнтера Ферхойгена, комиссара по вопросам расширения ЕС, чтобы убедить членов ЕС, кандидаты должны продемонстрировать, что они достойны доверия и выполняют свои обещания по проведению необходимых реформ. Не секрет, что некоторые члены ЕС осторожно и даже с подозрением относятся к своим возможным будущим соседям по союзу. Обе стороны в определенной степени работают в этой ситуации на свои аудитории. Польские представители говорят, что переговоры о вступлении можно завершить в следующем году, а в 2003 г. Польша может стать членом ЕС; при этом в задержках они обвиняют ЕС. Представители Евросоюза называют такие планы слишком амбициозными. Ферхойген, однако, признает, что точные сроки вступления заставляют страны активизировать свои усилия. Другая проблема Польши - ситуация в агропромышленном секторе. Фермеры составляют четверть населения, но на их долю приходится лишь 5% производства в стране. Однако польское правительство продолжает поддерживать фермеров за счет государственных субсидий и контроля над ценами. Зерновые культуры в Польше, например, стоят дороже, чем в ЕС. Переговоры по либерализации торговли между двумя сторонами были отложены после того, как зимой Польша повысила импортные тарифы на сельскохозяйственную продукцию. Несмотря ни на что, Польша - по размеру населения и экономики - самый главный и важный кандидат. В стране об этом знают. "Без Польши весь процесс расширения [ЕС] не будет иметь смысла", - утверждает Кулаковски. Вместе с тем в ЕС смотрят на эту ситуацию несколько иначе. "Мы должны быть осторожны, чтобы первый этап расширения не оказался неудачным", - говорит Детома. (WSJ, 5. 09. 2000)