Пан или пропал


ДИРБОРН, МИЧИГАН - Каждый день, незадолго до окончания работы, все руководство Ford Motor собирается на конференцию, чтобы проанализировать результаты деятельности специальной антикризисной команды, призванной справиться с последствиями скандала, разразившегося в связи с отзывом шин Firestone, устанавливавшихся на внедорожниках Ford Explorer. "Команду быстрого реагирования", насчитывающую 500 человек, разместили в восьми залах для заседаний на 11-м и 12-м этажах здания корпорации.

Еще 5000 человек бьются над этой проблемой в местных представительствах Ford. В корпорации срочно увеличили количество сотрудников "горячей линии" по связи с клиентами, которая теперь работает круглосуточно. Созданы группы специалистов по самым разным направлениям - обработка данных, поставки автомобильной резины, юридические вопросы, взаимоотношения с государственными организациями, и прочая, и прочая.

На карту поставлена дальнейшая карьера президента и генерального директора корпорации Жака Нассера. Фактически антикризисная деятельность занимает сейчас все рабочее время гендиректора. Он каждый день принимает участие в вечерних конференциях, даже если для этого ему приходится приезжать из другого города. А на совещания является вооруженный новой информацией, которую получает из собственных источников.

Нассер взял за правило звонить дилерам, поставщикам и даже владельцам автомобилей, которые писали ему о своих проблемах. Представляясь одним из клиентов, он даже звонил по линии горячей связи и в собственную компанию, и в Bridgestone/Firestone. Он лично навещает автоконференции в Интернете, чтобы узнать, что говорят о его компании.

Жак Нассер уже предпринял целый ряд эффективных мер, чтобы ускорить проведение операции по замене 6,5 млн отозванных шин Firestone, отслоение корда в которых стало причиной гибели 88 человек. Еще 250 человек получили ранения и травмы. Нассер заключил договоры с конкурентами Bridgestone/ Firestone на поставку резины взамен бракованных шин Firestone. Он пошел на беспрецедентный шаг и на время прикрыл три предприятия Ford по выпуску внедорожников, чтобы высвободить дополнительное количество шин для осуществления замены.

Активное личное участие в ликвидации последствий скандала резко отличает Нассера от массы других высших менеджеров, предпочитающих уходить в тень, как только в воздухе начинает пахнуть порохом. Например, генеральный директор Bridgestone/Firestone, равно как и руководитель материнской компании Bridgestone в Японии, всячески стараются держаться в тени.

Несмотря на то что Нассеру уже удалось отвоевать часть утерянных позиций, его неприятности еще не закончились. Репутация Ford Motor сильно пострадала, когда выяснилось, что в компании знали о проблемах с резиной Firestone задолго до того, как сообщили об этом в американские контролирующие органы. При том что Ford уже в прошлом году начал производить замену шин на автомобилях Ford Explorer на Ближнем Востоке, в Национальной администрации по безопасности движения на шоссейных дорогах (NHTSA) об этой программе узнали только в мае.

Все это не облегчает задачу, которая стоит перед Нассером, оказавшимся на посту генерального директора огромной корпорации в январе 1999 г. главным образом благодаря своему таланту сокращать издержки. Нассер - сын ливанцев, эмигрировавших в Австралию. Австралийский акцент сохранился у него до сих пор.

В Ford Motor Жак Нассер пришел по окончании Королевского политехнического института в Мельбурне. Некоторое время он работал в подразделениях корпорации в азиатских странах. Подчиненные говорят, что Нассер любит обращать внимание на частности и умеет ставить вопросы так, что проблема предстает в совершенно ином свете.

В январе 2000 г. Нассер решительно изменил девиз компании. Вместо "Качество превыше всего" - "Интересы клиента превыше всего". Он, конечно, не предполагал тогда, насколько плотно ему придется заняться интересами клиентов.

В свои 52 года президент и генеральный директор Ford - человек подтянутый и энергичный, несмотря на то что спит не больше четырех часов в сутки. Он питает слабость к хорошей одежде, коллекционирует дорогие часы и в отличие от прочих генеральных директоров не пользуется услугами персонального шофера.

Теперь, когда под угрозой оказалось одно из наиболее перспективных направлений деятельности корпорации - на долю внедорожников и пикапов приходится более половины всей автомобильной продукции Ford, - Нассер считает совершенно естественным принимать непосредственное участие в операции по спасению вверенной ему компании.

Специалистов антикризисной команды он обеспечил лучшими средствами связи, лучшими компьютерными системами, предоставил им возможность связываться напрямую с любым сотрудником в руководстве компанией.

Энди Вандекавейе, руководителя группы инженеров, работавших с Explorer, в команду пригласили одним из первых. "Мне сказали, что придется работать по 15 часов в день", - вспоминает он. Вскоре Энди убедился, что это не преувеличение. Сейчас он возглавил работу команды из 15 специалистов по автомобильной резине, нанятых в том числе и со стороны. В их задачу входит установить, в чем истинная причина расслоения шин: в заводском дефекте, конструктивных особенностях внедорожников или просто в неудачном сочетании автомобиля и резины.

В команде Вандекавейе уже привыкли, что раза два в день к ним влетает Нассер с неизменным вопросом: "Что новенького? " Нассер вооружил свою антикризисную службу всем необходимым и предоставил им полный карт-бланш. "Когда кто-то из нас звонит в любое подразделение корпорации и говорит, что он из антикризисной команды, люди сразу предлагают свою помощь", - говорит Вандекавейе.

Нассер сам обратился к генеральным директорам компаний Continental, Goodyear и Groupe Michelin с неожиданной просьбой: "Помогите нашим клиентам, увеличьте производство, чтобы мы сумели побыстрее провести замену дефектных шин".

В прошлый четверг Жак Нассер удостоился прилюдной похвалы от председателя совета директоров корпорации Уильяма Клея Форда-младшего. "Никто, - сказал Форд (и его выступление могли видеть все сотрудники Ford Motor во всем мире: оно транслировалось по внутренним телеканалам корпорации), - никто не сумел бы справиться с тяжелой ситуацией лучше, чем делает это Жак Нассер! " (WSJ, 11. 09. 2000)