Золото на черный день


ЛОНДОН - Для развитых стран Запада высокие цены на нефть таят в себе угрозу экономического спада и вызывают протесты потребителей. Зато в странах Ближнего Востока, где сосредоточено 70% мировых запасов нефти, рост цен на черное золото создает предпосылки для финансового оздоровления.

По данным американской компании Petroleum Finance Company, при стоимости барреля нефти около $30 ближневосточные страны получат от экспорта нефти в текущем году $200 млрд - в два с лишним раза больше, чем в 1998 г. При этом на долю Саудовской Аравии, крупнейшего поставщика нефти на мировые рынки, придется около $83 млрд.

На этот раз власти стран региона решили использовать приток нефтедолларов для создания стратегического финансового резерва на случай экономического кризиса. В прошлом, в периоды значительного роста цен на нефть, доходы от ее экспорта направлялись на финансирование военного бюджета, увеличение социальных выплат и создание рабочих мест в неэффективных и без того перегруженных людьми государственных секторах. "Страны - экспортеры нефти получат в этом году огромные прибыли, но их правительства не хотят повторять ошибки прошлого. Прежде эти деньги были бы потрачены, но сегодня власти хотят их сохранить: отчисления на военные нужды минимальны, все идет в зарубежные активы", - говорит главный экономист инвестиционного банка Middle East Capital Group Генри Аззам.

Еще в марте прошлого года финансовое положение многих стран Ближнего Востока, особенно Ирана и Саудовской Аравии, было весьма плачевным. Нефть стоила около $10 за баррель, бюджетный дефицит рос как на дрожжах, вслед за ним росли и долги. Ухудшение финансового положения сопровождалось ростом безработицы. Угроза общественных беспорядков заставила правительства стран региона задуматься над проведением экономических реформ, основной задачей которых было бы ослабление зависимости от экспорта нефти.

Сегодня нефтяные государства стремятся в первую очередь восстановить финансовую стабильность. В Саудовской Аравии наследный принц Абдулла, который управляет государством от имени больного короля Фахда, предупредил своих соотечественников, что время неограниченного роста богатства и щедрых социальных выплат позади. Абдулле до сих пор удавалось противостоять давлению со стороны других членов королевской семьи, требующих увеличения оборонных расходов. В прошлом году Абдулла открыл иностранным компаниям доступ в сектор добычи газа, а правительство приступило к разработке проекта изменений в законодательство об инвестициях, целью которого является привлечение зарубежных инвесторов.

По данным банка Saudi American, правительство Саудовской Аравии использует часть нефтедолларов для возврата долгов частному сектору. Львиная доля растущего потока средств от экспорта нефти направляется на восстановление валютных резервов, которые в этом году должны увеличиться на $14 млрд - до $91 млрд.

В Катаре, занимающем третье место в мире по запасам природного газа, жесткая фискальная политика и увеличение притока нефтедолларов позволили правительству этим летом вернуться на мировые рынки ценных бумаг и предложить облигации на сумму $1,4 млрд. Чиновники утверждают, что ужесточение фискальной политики продолжится. Госрасходы на выплату зарплат будут сокращены в этом финансовом году на 3,5%.

В Иране разумное использование нефтедолларов укрепляет политические позиции президента Мохаммада Хатами. Хотя правительство страны повысило расходы на инфраструктуру и увеличило квоты на импорт, экономисты отмечают, что большое внимание было уделено и возврату долгов. По данным Petroleum Finance, совокупный внешний долг Ирана, пять лет назад составлявший около $22 млрд, сократился до $10 млрд. Валютные резервы Ирана, в 1998 г. снизившиеся до $1 млрд, увеличились до $5,7 млрд.

Многие аналитики сомневаются, что экспортеры будут дисциплинированно тратить нефтедоллары. В Саудовской Аравии, например, министр обороны принц Султан требует увеличения военных расходов для приобретения американских истребителей F-15 и французских танков Leclerc. "Высокие цены на нефть могут помочь сэкономить средства на черный день. Однако такие проблемы, как безработица, требуют от правительств дополнительных капиталовложений", - говорит главный экономист Petroleum Finance Фарид Мохаммади. (FT, 11. 09. 2000)