Архитектурное решение


Слово "клонирование" нынче на слуху и в моде. Именно его можно применить к разбросанным по всему миру бутикам, украшенным вывесками и логотипами самых фешенебельных модных брэндов. В соответствии с жесткими правилами модного бизнеса все они, в том числе и московские, по стилю идентичны тем, которые находятся в центрах мировой моды - Париже, Милане или Лондоне.

Модная одежда должна продаваться в изысканном месте, иначе никто не поверит, что за нее имеет смысл столько платить. Некоторые фирмы, в основном уже достигшие миллиардных оборотов, например Christian Dior или Gucci, обзавелись собственными архитектурными бюро, работающими исключительно в интересах материнских компаний. Но большинство известных и авторитетных производителей модной одежды предпочитают пользоваться услугами независимых архитектурных мастерских. В последнее время лидирующие позиции на этом поприще заняли американские и английские архитекторы. Кстати, может быть, именно поэтому корпоративное архитектурное бюро Gucci (Lee M. Pere) находится не под боком - в Милане, а в туманном Лондоне. Разрабатывая интерьеры магазинов для столпов мировой моды, архитекторы руководствуются несколькими принципами: стилем модной марки, традициями фирмы-заказчика, функциональностью и, конечно же, высокой архитектурной эстетикой, дополняющей и обрамляющей эстетику высокой моды.

Но если присмотреться к самым изысканным бутикам, то можно заметить нечто общее, что их объединяет. Это чрезвычайная функциональность создаваемого пространства, граничащая с минимализмом. Ничто не должно отвлекать покупателя от товара. Ярким примером такого решения может служить дизайн бутиков Yohji Yamamoto (в том числе и московский), созданный французским архитектором Девидом Бисмутом. Московский бутик Chanel вместе с новым магазином в Гонконге открывает обновленную генерацию бутиков этой фирмы. Проект разработан нью-йоркским архитектором Петером Марино (Peter Marino Arch.). Для создания стеллажей для одежды и аксессуаров дизайнером были применены высокотехнологичные материалы, в частности чрезвычайно необычный и эстетичный углепластик, производимый только в США. Попытки отыскать адекватную замену на европейском рынке не увенчались успехом, и пришлось заказывать его в Америке, а это и многие другие нюансы в свою очередь повлияли на стоимость проекта. В результате обустройство 1 кв. м площади московского бутика Chanel обошлось в $6000.

Обычно в штате фирм-дистрибьюторов есть архитектор, который совместно с курирующим проект западным архитектурным бюро участвует в разработке и адаптации дизайна применительно к конкретному торговому помещению. В контракте на устройство бутика владельцы модной марки оговаривают практически все - от мебели до последнего шурупа. В результате стоимость проекта поднимается просто до заоблачных высот. Нередко дело доходит до курьезов. Так, в оформлении бутика Dolce & Gabbana (эклектичный стиль, где лаконизм hi tech сдобрен пурпурной мебелью в стиле ампир, шкурами зебр и пальмами) архитектором Девидом Чипперфильдом предусмотрены плиты из серого итальянского вулканического камня. Каждая плита толщиной сантиметра 4 - 5 и весит около 30 кг. Поскольку бутик двухэтажный, при реконструкции помещения пришлось усиливать несущие балки лестниц и перекрытий. Помимо прочего, необходимо было доказать западным партнерам, что металлические хромированные буквы логотипа (они приклеиваются на стену), изготовленные на российском конверсионном предприятии, будут ничуть не хуже фирменных итальянских.

Данный пример не единичен. Потребовалось немало усилий, чтобы убедить американских архитекторов, работающих на DKNY (бутик решен в черном, темно-сером и белом цветах с включением золота), в том, что российский серый мрамор будет практичнее и функциональнее пористого итальянского камня, ибо в России в отличие от Европы и Америки на улицах не так чисто и грязь, нанесенную ботинками клиентов, проще и легче убирать с мраморного пола. Но специальную черную штукатурку все же заказывали в Америке.

Фирмы, которые производят товары класса люкс, подчас так щепетильны, что настаивают на том, чтобы даже самую простую работу в московских бутиках делали европейские рабочие. Потребовались серьезные переговоры, чтобы представители фирмы Christian Lacroix согласились с тем, что наши мастера нанесут на стену венецианскую штукатурку ничуть не хуже французов, причем зарплата у них будет поменьше и обедать они будут не два часа (условие французского профсоюза строительных рабочих), а всего час. Стиль этого бутика сочетает атмосферу Парижа и очарование Прованса, мебель и обивка тканей создана по эскизам самого Лакруа.

Архитектурное решение магазина обязательно перекликается со специализацией фирмы. Магазины мужской моды (особенно классической) выглядят более скромно, нежели бутики для женщин. Обычно при их обустройстве в качестве основного материала использовано дерево (Brioni, Ermenegildo Zegna, Hugo Boss). В качестве удачного примера использования античных ноток можно привести бутик Fendi, в интерьере которого посредством смешения современной, но стилизованной мебели, необычных стеклянных витрин, напоминающих древние саркофаги, на фоне лаконичных панелей и стеллажей светлого дерева удалось достичь необходимой античной атмосферы, так соответствующей всегда узнаваемому стилю Fendi.