Лишние вещи, без которых грустно жить


Имя Елены Ярмак ассоциируется прежде всего с роскошными мехами и топазами внушительных размеров. Новую коллекцию "Согрей душу", представленную на прошлой неделе в VIP-клубе отеля "Националь", Москва увидела первой. Теперь Елена собирается показать ее в Нью-Йорке, где на 57-й авеню, рядом с бутиками Chanel, Hermes, Louis Vuitton и самым дорогим магазином мира - Bergdorf Goodman, есть салон Helen Yarmak.

- В прошлом вы - доктор наук, математик, в настоящем - бизнес-леди и создатель коллекций мехов и украшений. Что заставило вас так круто изменить жизнь? - Все произошло случайно. Я жила на Украине, работала в институте кибернетики в Киеве. Мужа пригласили на работу в Москву, и мы переехали. С наступлением перестройки бюджет на науку сокращался, ученые степени перестали быть гарантией достойной жизни. И поскольку в профессиональной сфере реализовать себя я уже не могла, решила рискнуть и осуществить свою давнюю мечту. События развивались со скоростью мысли. Свою первую небольшую коллекцию одежды мы сделали с фабрикой "Красная Заря", а так как государственные предприятия тогда еще не работали с частными лицами, я назвалась представителем одной иностранной фирмы. Руководство фабрики оценило мои идеи, и мы начали опытное производство небольших партий. Постепенно расширялись его география и диапазон: в Актюбинске мы делали детскую одежду и женское белье, в Новосибирске - мужские костюмы, в Молдавии - искусственные шубы. - Почему название вашей фирмы звучит по-английски? - Сначала фирма называлась Helen - по-английски. Когда мы начинали, из-за особенностей отечественного менталитета русские изделия под русским именем покупать бы не стали. Более того, я сначала выступала не как автор, а как представитель той самой фирмы Helen. То есть сначала покупатели узнали продукт, а потом им раскрыли секрет: это русское имя. Только после признания за рубежом мы смогли себе позволить рассказать русскую историю. И появилась фирма Helen Yarmak.

- Кто ваши клиенты? - Это люди, которые следят за модой и уважительно относятся к своему имиджу. Среди них есть и звезды Голливуда - Мелани Гриффит, Голди Хоун, и мегазвезды - как Лучано Паваротти, и деятели русского искусства, политики, представители деловых кругов, звезды шоу-бизнеса - как Алла Пугачева и Валерий Леонтьев. Много независимых женщин, которые сами управляют крупным бизнесом. Одна из них шутит: "Как хорошо, что меня некому выгнать из дома за частые покупки у тебя". Каждая вещь, как правило, делается в единственном экземпляре. Одинаковых вещей в наших коллекциях нет. Мы достаточно хорошо изучили вкусы своих клиентов. Никогда в один и тот же круг две близкие вещи не продадим.

Мы имеем дело с самым изысканным материалом - мехом, разрабатываем специальные способы окраски, новые технологии обработки. Наше ноу-хау - "один размер на всех". Я вспоминаю, как одна очень известная персона, придя в магазин, воскликнула: "Какое потрясающее место: столько прекрасных вещей, и не нужно худеть! ".

- В вашей коллекции есть вещи из зеленой стриженой норки, оливково-бронзовое пальто из каракульчи, двусторонние жакеты из норки голубой и розовой, остроумные дубленки из пони, соболиные шубы в пол. Какому меху вы отдаете предпочтение сами? - Русскому соболю. Это воистину царский мех, которым на протяжении всей своей истории гордилась Россия. И весь мир за соболями ездил к нам. Сегодня я вижу свою задачу в возрождении этой традиции - славы русских соболей. Во времена социализма драгоценными шубами из соболя мужья награждали жен почти посмертно. Наши соболя "помолодели". В моей новой коллекции есть соболя, которые вы можете носить с большими ботинками, удобные для езды в машине и в то же время преображающиеся в вечерние манто к бальному платью. Подкладки на специальных крючках - их можно менять в зависимости от настроения. - А как быть, если клиенты - из партии зеленых? - Во-первых, у нас есть экстравагантные и впечатляющие изделия из искусственного меха, которые любят модницы, придерживающиеся разных убеждений. Человечество делится на тех, кто заботится о людях, и тех, кто заботится о животных. Но даже вторые не едят нефтепродукты, а предпочитают что-то живое, хотя бы траву. Не говоря уже о том, что ученые установили: производство искусственных волокон наносит такой вред окружающей среде, что непонятно, что хуже. Я считаю, что гораздо более безнравственна охота, где человек убивает животных просто ради процесса убийства. И трофеи зачастую выбрасывает. - Где можно купить вашу продукцию? - У нас есть бутик в "Охотном Ряду". Все предметы интерьера, от вешалки до пепельницы, - скульптуры в патинированной бронзе. Пол - инсталляция: запаянные в посеребренный бетон предметы. Вешалки стилизованы под старые стремянки, старый мольберт и английские булавки. Такого концепта интерьера, я думаю, нет нигде в мире. Второй магазин - в Петровском пассаже.

- Были ли люди, которые в вас поверили в начале вашего пути? - Да, им я невероятно признательна. Меня поддержал один крупнейший бизнесмен (тогда - владелец одного из самых престижных магазинов), который сейчас занимает видное место в политике, а также главный менеджер галереи "Садко-Аркада". Он был человеком совершенно незаурядным. Ему понравились наши вещи. Там они продавались рядом с высокими мировыми марками. Это очень помогло нам в укреплении имиджа. - На мой взгляд, ваше обращение к ювелирному искусству вслед за разработкой меховых коллекций было абсолютно логичным.

- А между тем это тоже началось довольно случайно. Я была приглашена на одно ответственное светское мероприятие - бал в Лондоне, где собираются очень состоятельные люди, - и искала для себя украшение. Из тех, что мне встречались, я не могла представить на себе ничего. Единственный бриллиант, который мне приглянулся, стоил 15 млн фунтов. И тогда я придумала комплект из русских топазов в золоте - белых и цвета чайной розы. В результате на балу не было ни одной дамы в моем окружении, не поинтересовавшейся моим украшением. - Вас вдохновляют камни впечатляющих размеров, не каждая женщина решится носить такое крупное украшение.

- Если стремиться в украшениях к минимализму, было бы логично их вообще не носить. Украшения должны быть выразительными. В настоящем ювелирном искусстве окончательным критерием оценки является не размер. Хотя размер, бесспорно, имеет значение. Мы делаем вещи концептуальные. Никто не может обвинить наши коллекции в заимствовании чужих идей.

- Вы знаете секрет успеха? - Гете сказал: "Кто хочет невозможного, мне мил". Я почти всегда хочу невозможного, рискую каждый день, поэтому иногда "пью шампанское". Но если серьезно, я считаю, что истинной мудростью обладает тот человек, который умеет заставить колесо собственного ума вращаться вместе с колесом фортуны. - Вы хотите что-нибудь сказать о своей последней коллекции "Согрей душу"? - Она очень женственна. В ней заложен оптимистичный взгляд на вечные ценности жизни - красоту и любовь. Только любовь может заставить мужчину потратить большие деньги.