ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Репетиция скупости


Бюджет-2001 в России больше чем бюджет. Вот увидите...

Вчера вице-премьер, он же министр финансов, Алексей Кудрин сделал заявление, которое при недальновидном подходе могло быть сочтено ложью или, мягче, чрезмерной осторожностью. Главный идеолог бюджета-2001 заявил, что дополнительных доходов в этом бюджете ждать не следует: “Их скорее не будет, чем они будут”. Причем г-н Кудрин сослался на мировую экономическую конъюнктуру. По крайней мере до вчерашнего дня все оценки этой самой конъюнктуры в следующем году свидетельствовали об обратном: дополнительные доходы в российской казне как пить дать будут.

Тем не менее Алексей Кудрин слишком серьезный человек, чтобы говорить неправду, и слишком профессиональный, чтобы чрезмерно перестраховываться. Его слова – дальние подступы к новой финансовой стратегии правительства. В ХХ в. Россия знала два типа государственных затрат: щедрые неконтролируемые затраты на проекты, сочтенные действующей властью укрепляющими государство, или пожарное затыкание дыр, когда не тратить уже никак нельзя. И в том и в другом случае власть – как бывшая советская, так и новая русская – в равной мере не могла проконтролировать целевое использование казенных денег. Теперь мы подходим к третьему типу государственных затрат – контролируемым целевым расходам.

Федеральная власть вынуждена более скрупулезно считать деньги по многим причинам. Во-первых, по экономическим. Несмотря на приличный приток валюты в страну благодаря запредельной дороговизне нефти на мировом рынке, денег нам все равно не хватит. С учетом всех рассрочек и реструктуризаций выплаты по внешнему долгу еще много лет будут оставаться главной статьей наших бюджетных расходов. Есть и политические причины. Затеянная президентом реформа власти, которая в случае успеха практически неминуемо должна привести к территориальному переустройству России, провалится без тотального контроля центра над финансовыми потоками, льющимися через региональные и муниципальные бюджеты.

Компактный бюджет легче контролировать, чем раздутый. Правительству сейчас политически не нужны дополнительные доходы бюджета: оно должно проявить финансовую жесткость, даже жестокость, которую регионы воспримут как показатель силы федеральной власти. Сколько доходов записали, столько и будет. Алексей Кудрин начал озвучивать парадигму всей российской государственной бюджетной политики на ближайшие годы: прижимистость и тотальный учет всех государственных трат.

Разумеется, правительство и – шире – федеральная исполнительная власть в России неоднородна. У “государственников” в команде Путина в отличие от умеренных либералов “а ля Кудрин” может возникнуть горячее желание раздуть государственные расходы из патриотических побуждений. Например, на оборону или социальные нужды. Но в любом случае обещанная бездефицитность бюджета-2001 – не только следствие фартовой для нас экономической конъюнктуры. Россия слишком настрадалась от неумеренной щедрости государства. Умеренная скупость для нее будет крайне полезна. И не только в 2001 г.