"Истребитель будущего" полетел


Компания Boeing начала летные испытания истребителя пятого поколения. 18 сентября компания объявила о том, что в воздух впервые поднялся прототип Joint Strike Fighter (JSF) - X-32А. Это означает, что "проблема JSF" для российской оборонки и оружейной торговли из теоретической стала реальной. Скорее всего уже через 10 лет главный товар российского оружейного экспорта - боевые самолеты - потеряет конкурентоспособность на мировых рынках.

Всего для ВВС, ВМФ и корпуса морской пехоты планируется произвести около 3000 JSF различных модификаций. Вооруженные силы США планируют потратить на закупки этой машины около $340 млрд. За контракт конкурируют американские корпорации Boeing и Lockheed Martin. Пока Boeing идет впереди - его X-32A уже поднялся в воздух. Х-35 Lockheed Martin проходит лишь наземные испытания.

JSF должен заменить в ВВС США многоцелевые истребители F-16 Fighting Falkon, в авиации ВМФ - F-18 Super Hornet, в авиации корпуса морской пехоты - британский истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки AV-8 Hurrier. Основное назначение выполненного с широким применением технологии "стелс" JSF - нанесение ударов по целям на земле, при этом самолет должен обладать широкими возможностями ведения воздушного боя.

Американские военные требуют, чтобы стоимость нового истребителя не превышала $40 млн. Если компания, которая выиграет подряд, сможет выдержать заданные ценовые параметры, то через 10 лет, когда начнется крупносерийное производство JSF, эта машина окажется вне конкуренции на мировом рынке легких многофункциональных истребителей. Российский истребитель этого класса МиГ-29 через 10 лет окончательно устареет, а отечественный легкий фронтовой истребитель (ЛФИ) в настоящее время находится лишь на стадии эскизных проработок. Что же касается западноевропейского Eurofighter, создаваемого англо-германо-испано-итальянским консорциумом, то он будет стоить около $80 млн.

В пресс-службе РСК "МиГ", российском разработчике и производителе МиГ-29, самолета одного с JSF класса, "Ведомостям" заявили, что программа создания JSF достаточно продолжительна. Первый полет прототипа - это только ее начало. Представитель пресс-службы корпорации заявил "Ведомостям", что "Россия обладает соответствующими технологиями и наработками и ей по силам создать собственную машину пятого поколения. Начало практической реализации проекта JSF - это прежде всего сигнал для нашего общества, парламента и правительства о том, что необходимо активизировать отечественную программу создания такого истребителя".

По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, главную опасность рынку российских истребителей представляет даже не сам JSF, а многочисленные самолеты четвертого поколения - F-16 и F-18, которые США будут заменять на новые самолеты и выбрасывать по демпинговым ценам на рынок. И уже начиная с 2005 - 2006 гг. потенциальные покупатели авиационной военной техники будут строить свои заказы, исходя из планирующейся американцами распродажи second hand техники. А F-16, по словам Макиенко, могут поставляться по демпинговой цене в $5 - 6 млн или даже безвозмездно. При том что сегодня эти машины продаются по цене от $20 млн.

Впрочем, есть и другая точка зрения. Обозреватель Janes Defence Weekly Петр Бутовски говорит, что JSF - это, конечно, серьезный вызов российскому авиастроению. Однако, по мнению Бутовски, рынки сбыта оружия из России и США достаточно четко разграничены. Для США по политическим причинам закрыты Индия, Китай (дающие России 80% оружейного экспорта), Сирия и Ливия. Кроме того, по оценке Бутовски, вряд ли столь драматично будет развиваться ситуация и с поставками из США бывших в употреблении F-16. Ведь поставки ранних модификаций F-16 из наличия Вооруженных сил США осуществляются и сейчас. Однако погоды на рынках они до сих пор не делают.