ВСЕМИРНЫЙ ИНВЕСТОР: Почему американцы не скупят Европу?


В день своего рождения европейская валюта весила больше доллара - $1,17, но сегодня она "похудела" до $0,85. За американских школьников и пенсионеров, совершающих свои непременные туры по Старому Свету, можно только порадоваться. Однако американские предприниматели почему-то не следуют их примеру и не бросаются в Европу скупать компании, подешевевшие на миллиарды долларов. Наглядным примером может служить немецкий Commerzbank, который многие аналитики считают весьма привлекательным объектом для поглощения. В начале 2000 г. его рыночная капитализация составляла $18,8 млрд. С тех пор акции банка практически не дорожали, а благодаря падению евро банк теперь стоит $14,5 млрд. Однако ни Citigroup, ни какой-либо другой американский банк не имеют на него видов и пытаются завоевать клиентов в Германии собственными усилиями. Как ни парадоксально, 20-месячное падение евро сопровождалось ажиотажной скупкой американских компаний европейскими. В телекоммуникационном секторе, например, крупные приобретения сделали Vodafone, купившая AirTouch, и Deutsche Telekom, купившая VoiceStream. Тогда как американские WorldCom или SBC Communications не проявляют интереса к европейским компаниям. По данным Thomson Financial Securities Data, в 1999 г. совокупный объем поглощений европейских компаний американскими сократился по сравнению с 1998 г. на 29%, составив $51,2 млрд; тогда как объем сделок в обратном направлении вырос на 32% до $193,2 млрд. "Это загадка для всех нас. Европейские компании более охотно идут на риск", - говорит Майкл Зауи, глава отдела по слияниям и поглощениям в Европе Morgan Stanley Dean Witter. По его мнению, частично это объясняется тем, что во главе европейских компаний стоят менеджеры нового поколения, мыслящие глобально, такие как Рон Зоммер в Deutsche Telekom, Жан-Мари Месье в Vivendi и Анри де Кастри в АХА. Что же сдерживает американских менеджеров, тоже не замеченных в робости или желании тихо дожить на руководящем посту до пенсии? Слабый евро имеет и недостатки: выраженная в долларах прибыль европейских подразделений падает вместе с курсом евро. Более фундаментальная причина заключается в том, что компании не принимают важных стратегических решений, основываясь на изменении валютных курсов. Их прежде всего заботят перспективы стратегического развития. "Американские компании не уверены, что бизнес в Европе будет успешным", - считает Рик Сапп, глава комитета по европейским вопросам банка Goldman Sachs. Причины этой неуверенности кроются в истории, политике, и нормах регулирования в европейских странах. Покупка иностранным покупателем европейской компании, особенно крупной и с известным именем, может осложниться политическими проблемами. Национальная гордость встала на пути создания международных альянсов такими компаниями, как Deutsche Telekom и Telecom Italia, Telefonica of Spain и KPN, Telia и Telenor. Против намерения Vodafone AirTouch купить Mannesmann восстала немецкая политическая элита, но даже удачное завершение сделки не открыло ворота международным слияниям в Европе. Американским компаниям сложно финансировать трансатлантические сделки, поскольку в Европе нет аналогов американским депозитарным распискам и у американцев нет инструмента для инвестиций в европейские компании. Покупая европейскую компанию, им приходится платить наличными, как это сделал Citigroup, купивший инвестиционное подразделение британской финансовой компании Schroders за $2,2 млрд. Однако чем крупнее сделка, тем выше потребность в ее финансировании за счет акций, а не наличных средств. Развитие новой экономики в США делает их гораздо более привлекательным регионом для инвестиций. "Производительность в США растет, так что, несмотря на рост доллара, эффективнее развивать производство там, даже если продавать продукцию в Европе", - говорит Сапп. Положение усугубляется и сохраняющимся стереотипом в отношении Европы как региона, в котором ситуацию определяют водители грузовиков, протестующие против высоких налогов, а не предприниматели, развивающие интернет-бизнес. Впрочем, в Европе многое меняется. По мнению Михаэля Отто, председателя правления компании Otto Versand, торгующей по каталогам в 23 странах, включая США, Европа уже в значительной степени изменилась. "Многие американские компании все еще сравнивают свою долю рынка в США с долей рынка в отдельных странах Европы, не замечая, что Европа становится единым рынком. Я считаю, многие американские компании упускают массу возможностей", - говорит он. (WSJ, 18. 09. 2000)