Удастся ли правительству сократить использование трансфертного ценообразования?


Компании будут активно бороться за сохранение трансфертного ценообразования. Ведь холдинги созданы для того, чтобы минимизировать затраты, и не должны использовать внутри себя рыночные цены. Будут публикации в прессе о том, что существование бирж, на которых определялись бы рыночные цены, невозможно. Самое интересное, что все эти утверждения в какой-то степени обоснованны. Но, насколько я знаю, понемногу компании сами начинают отказываться от трансфертных цен, которые повышают риск злоупотреблений внутри компании. Скажем, какому-то подразделению поставляется бензин по низкой цене, а оно завышает объем требуемого бензина и продает излишки на сторону. Трансфертные цены часто используются "управляющими" акционерами, чтобы скрыть прибыль от других акционеров. Поэтому борьба против этих цен будет вестись и изнутри компаний. Борьба правительства вряд ли может существенно ускорить этот процесс.

Юрий Кафиев

Как ни странно, борьба с трансфертным ценообразованием - один из элементов борьбы за разделение государства и бизнеса и восстановление нормальных отношений между бюджетом и налогоплательщиком. Все так или иначе упирается в вопросы непрозрачности отношений между аффилированными подразделениями компаний, которым трансферты часто нужны только для того, чтобы сократить налоги. Я вижу выход в том, чтобы оставить компаниям право назначать свои цены, но налоги пусть платятся исходя из рыночной стоимости продукции. В любом случае полностью искоренить трансфертное ценообразование не удастся. Даже на Западе часть продаж идет по таким схемам. России надо шаг за шагом ставить систему трансфертов под контроль. Для этого нужна политическая воля правительства, а оно уже продемонстрировало свое умение делать решительные шаги.

Павел Кузнецов

Новый Налоговый кодекс более мягок в этом вопросе. Предлагаемая правительством поправка вводит корректировку налогового обязательства, если цена сделки отличается от рыночной цены более чем на 20%. Это слишком простой административный подход. На практике он малоосуществим. Трудно и определить рыночную цену, и следить за всеми сделками. Трансфертные платежи останутся, пока крупные компании будут монополистами в регионах. Но МАП сегодня не только не препятствует, а, наоборот, фактически способствует укрупнению компаний. Посмотрите хотя бы на то, что происходит в последнее время в алюминиевой или нефтяной промышленности. Все упирается в то, что у нас слишком много крупных компаний. Нужна очень большая политическая воля, чтобы их разделить, как это было сделано в начале века с империей Рокфеллера в США.

Григорий Выгон