СИТУАЦИЯ: Бремя долгов


"Ведомости" как-то писали о схемах оптимизации налогообложения (льготы предприятиям инвалидов и т. д.). Но что делать, если у тебя уже "воз и маленькая тележка" налоговых долгов? Какой смысл тратить огромные силы на построение схем оптимизации, если долги толкают только к одному - фиктивному банкротству? Построение схемы оптимизации налогообложения лишь один из этапов работы по нормализации налоговой ситуации на предприятии. Приведем общую последовательность действий. Начинаем с анализа задолженности. Как правило, задолженность предприятия перед бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами состоит из трех блоков: собственно недоимок, пени и финансовых санкций. Цель анализа - найти возможность оспорить правомерность начисления всех этих сумм. Нужно исследовать акты налоговых проверок за последние три года, состав налогооблагаемой базы по налогам, образовавшим недоимку, соблюдение порядка начисления и списания пени и т. д. В результате получается список необходимых действий, который, как правило, состоит из: обращения в налоговые органы, исков в арбитражный суд о признании недействительными решений по результатам налоговых проверок, исков о возврате излишне уплаченных сумм налогов и т. д.

Изучаем текущую налоговую ситуацию. Сложность и неоднозначность российского налогового законодательства привели к тому, что большинство предприятий находятся на одном из полюсов планеты "налогообложение": или перестраховываются, завышая налогооблагаемую базу во избежание спора с налоговым органом, или работают, применяя "серые" и "черные" схемы, надеясь на то, что "не докопаются"...

На самом деле, допуская возможность возникновения спора с налоговым органом, имея твердую юридическую позицию и будучи готовым отстаивать свои интересы в суде, можно существенно снизить налоговые платежи, даже не применяя сложные "белые" (а тем более нелегальные) схемы оптимизации.

На данном этапе как раз и изыскиваются резервы для снижения текущего налогового бремени (прежде всего анализируется состав себестоимости продукции). Итогом работы на этом этапе должны быть предложения об изменении налоговой тактики предприятия. При этом оценке подлежат и риски по каждому пункту предложений (прежде всего - вероятность возникновения спора и вероятность одержания в нем победы). Разрабатываем схему оптимизации налогообложения. Только теперь, после изучения старого "груза" и текущей ситуации, мы подошли к этапу построения схемы оптимизации налогообложения в общепринятом смысле. Отметим, что зачастую после проведения работ первого и второго этапа предприятия отказываются от разработки схем оптимизации налогообложения - давление становится терпимым. Разработка схем оптимизации начинается с изучения особенностей предприятия. Часть этой работы уже проделана, но на данном этапе особое внимание уделяется планам на будущее: необходимо учитывать направления развития бизнеса, как минимум, в среднесрочной (1 - 3 года) перспективе. Учет особенностей сферы деятельности определяет набор инструментов, используемых разработчиком схемы: будут ли это только российские зоны с пониженным налогообложением, льготные предприятия и партнеры, или возможно использование зарубежных офшоров и т. д. Результатом работы на данном этапе можно считать варианты построения схемы налоговой оптимизации.

Реализация. После принятия решений о проведении тех или иных мероприятий наступает черед реализации планов. Опыт показывает, что в результате накопленная задолженность может быть снижена на 20 - 80%.

Текущая налоговая оптимизация. После реализации планов по снижению задолженностей, нормализации существовавшей на момент проведения мероприятий налоговой ситуации и, возможно, внедрения каких-либо схем необходимо включить в повседневные планы работы по текущей налоговой оптимизации. Кроме решения рабочих вопросов об отнесении на себестоимость каких-либо платежей, по налоговым аспектам договорной работы и т. п. необходимо отслеживать изменения законодательства и своевременно изменять схему налоговой оптимизации.

Телефон МОО "Общество налогоплательщиков": 790-04-50