Проект "Октоберфест"


Смешно: Джон Леннон, 60-летний юбилей которого с такой назойливостью отмечают на этой неделе, всего лишь на год старше Слободана Милошевича. Два персонажа не столь уж несопоставимы: их судьбы - добротная иллюстрация коллективного фиаско поколения циничных идеалистов и амбициозных дилетантов. Так ли велика дистанция между двуличным музыкантом, воспевавшим мировое братство и финансировавшим террористов из ИРА, и диктатором, пожертвовавшим своей страной ради романтической вендетты с Новым Мировым Порядком? Смену власти в Югославии соблазнительно рассматривать в терминах конфликта поколений. Был такой югославский фильм "Октоберфест" о компании тинейджеров, мечтавших побывать на баварском фестивале пива: непрекращающийся карнавал с заманчивыми каруселями и фейерверками стал для них простой метафорой Запада. На новое поколение козырной туз патриотизма, который всякий раз в критический момент выкладывал на стол Милошевич, уже не производил должного впечатления. Выяснилось, что простые "мещанские" ценности поколения октоберфеста привлекательней суровых наставлений кшатриев: "Затяните пояса, отечество в опасности".

Победа Коштуницы стала следствием не только финансовой помощи Запада, как утверждал агитпроп соцпартии, но и торжеством обывательского здравого смысла. Только стратеги со Смоленской набережной, погруженные в сонный плен высмеянной еще в "Анне Карениной" идеи славянского братства, до последнего момента пребывали в уверенности, что сербская оппозиция не страшнее белорусского Народного фронта. Причины провала балканской стратегии Москвы кроются в этом стилистическом несоответствии: убежденности, что уязвленное национальное достоинство - предмет многолетних спекуляций Милошевича - после потери Косова станет главным грузом на весах политической борьбы. Оказалось между тем, что идея борьбы за "территориальную целостность" пользуется все меньшим успехом, и студенты, забросавшие камнями ультранационалиста Шешеля, это наглядно продемонстрировали. Октоберфест - прагматичная синица в руках, которую предпочли небесному журавлю Великой Сербии.

Зачем России понадобилось опекать Милошевича и его родственников - загадка. Это из разряда привычно абсурдистских шагов, вроде процесса над Бабицким или заключения в Лефортово Эдмонда Поупа, больного раком. Остается объяснить любезное отношение к сербскому диктатору в духе столь любимой Кремлем конспирологии ("заговор от Филиппин до Кашмира"): уж не интрига ли противников Путина? Жаль только Милошевича-младшего, владельца сербского диснейленда и парфюмерной лавки в центре Белграда. Теперь его магазин разгромлен демонстрантами, и аромат духов долетает то до Москвы, то до Пекина. Плейбой Марко стал жертвой черной неблагодарности: ведь это завсегдатаи его дискотеки "Мадонна" катались на бульдозере по Белграду, штурмовали парламент и телевидение. Вот уж ирония истории: идеологическая победа циничного отпрыска обернулась его персональным крахом.

Чрезвычайщину Слобо победил заговор повседневности. Увы, в фильме "Октоберфест" кончилось все хуже некуда: деньги, собранные на поездку в Баварию, отобрали мошенники, а главного героя прирезали в грязном лифте.