ОПЫТЫ: Налоги имеют значение


В 1991 г. Аргентина распрощалась с кейнсианской экономикой и прекратила бесконтрольное печатание денег. Гиперинфляция прекратилась. Был принят фиксированный курс песо. Результат: низкая инфляция и самый низкий уровень госрегулирования за последние 50 лет. Но из-за вновь выросших госрасходов вернулся дефицит бюджета. Вырос уровень безработицы, а реформы перестали радовать граждан. Правительство чего-то не доделало. Официальный уровень безработицы составляет 15,5%, неофициальный еще выше. В июне возросло число банкротств. Аналитики ожидают роста ВВП в этом году на 1 - 2% вместо прогнозировавшихся правительством 3%. Одна из основных причин столь тяжелой ситуации заключается в том, что правительство не смогло завершить процесс экономической либерализации, начатый в начале 1990-х гг. Главная проблема экономики - огромный рост государственных расходов, наносящий вред производственному сектору. Гиперинфляция, вызванная безостановочным печатанием денег на покрытие государственных расходов, заставила новое правительство президента Карлоса Менема ввести в 1991 г. фиксированный валютный курс. При этой системе размер денежной массы соответствует размеру валютных резервов, что позволило свести инфляцию практически к нулю. Афоризм известного экономиста-монетариста, лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмана "Деньги имеют значение" не потерял своей актуальности. Но в то время как контроль за денежной массой воспринимается в Аргентине как чудодейственное средство, бюджетный дефицит в последние годы стали называть корнем всех зол. Такой образ мыслей привел к почти истерическим попыткам удержать дефицит на низком уровне. Как ни парадоксально, государственные расходы только росли.

Выход правительство видит в повышении налогов. Но налоги ложатся тяжелым бременем на частный сектор. Это, а также произвольные и непредсказуемые изменения налоговой системы заставляют частных предпринимателей скрывать свои доходы. Правительство отвечает на сокращение налоговых поступлений новым повышением ставок, что еще больше подавляет экономическую активность. Пока этот порочный круг не будет разорван, в стране не начнется быстрый устойчивый экономический рост.

Распространенные ожидания, что контроль за денежной массой наряду со снижением госрегулирования и приватизацией приведет к процветанию, также подрывают процесс реформ. Население, ежедневно сталкивающееся с бедственной экономической реальностью, начинает подвергать сомнению обещания реформаторов. Неудовлетворенность результатами реформ аналитики зачастую называют "усталостью от реформ", которую население, по их мнению, уже не в силах выносить. Политики, не имеющие воли повести за собой страну, начинают осуждать порожденный реформами "дикий капитализм", предлагая остановить процесс преобразований. Они, однако, игнорируют тот факт, что фиксированный курс и контроль за денежной массой не единственные условия, необходимые для процветания страны. Усилия правительства по снижению бюджетного дефицита при увеличении в течение 1990-х гг. государственных расходов заставляли власти добиваться роста налоговых поступлений. Если Аргентина хочет преодолеть рецессию и остановить масштабную "утечку мозгов", она должна изменить подход к экономической политике. Нужно признать, что государственные расходы не стимулируют рост экономики, а являются частью затрат на производство товаров и услуг. Особое значение это имеет для производства товаров, торгующихся на мировых рынках. Пока что Аргентина не усвоила этот урок. При том что денежная масса ограничена объемом валютных резервов, госрасходы (включая расходы регионов) выросли с $37 млрд в 1991 г. до $80 млрд в 1999 г., т. е. среднегодовой рост составлял 10%. Соотношение госрасходов к ВВП выросло на 10%, и фиксированный курс песо в реальном выражении повышался, делая аргентинскую экономику менее конкурентоспособной. И бюджетный дефицит тут ни при чем. Попытки сократить его за счет повышения налогов уменьшают приток средств в экономику, поскольку налоги съедают прибыли. В результате доходность капиталовложений падает ниже рыночных процентных ставок. Объемы сбережений граждан сокращаются, а затраты производителей увеличиваются. Единственным выходом из этой ситуации является сокращение государственных расходов и снижение тяжелого налогового бремени, которое несет на себе частный сектор. Если Аргентина хочет выйти на устойчивый экономический рост, ей требуются немедленная налоговая реформа, снижение госрасходов и запрет на их увеличение, более гибкое регулирование рынка труда и снижение норм резервирования средств коммерческих банков. (WSJ)