Из-за $3,5 млрд


ДУБЛИН - Российские банкиры и политики, участвующие здесь в конференции "Переход к рыночной экономике", уверены, что недавний жгучий интерес правительства к банковской реформе объясняется проблемами бюджета-2001. Чтобы успеть начать переговоры с Парижским клубом об отсрочке платежей и закрыть таким образом $3,5-миллиардную дыру в бюджете, властям надо за месяц-полтора продемонстрировать готовность к решительным действиям в банковской сфере.

Конференция "Переход к рыночной экономике" проходит уже в 16-й раз. Каждые шесть месяцев ее созывают в одной из европейских столиц. С российской стороны она собирает состав участников, какой редко встретишь на, казалось бы, более серьезных мероприятиях, проходящих в самой России. Удаленность от родных берегов позволяет руководителям ЦБ, министерств, крупнейших предприятий и банков более откровенно обсуждать свои проблемы.

В этот раз главной темой стала активность правительства в банковском секторе - утечки разного рода докладных записок о реформе госбанков, предложенный премьером Михаилом Касьяновым график выхода ЦБ из капиталов росзагранбанков, Сбербанка и ВТБ. Некоторым из присутствующих близка идея присутствующего здесь экс-министра финансов Михаила Задорнова о том, что все дело в трудностях с обслуживанием внешнего долга.

В бюджете не заложены никакие платежи Парижскому клубу; по текущему графику эти платежи составляют $3,5 млрд, рефинансирование со стороны МВФ в связи с изменением политики фонда вызывает большие сомнения, а Минфину в ноябре следующего года надо погасить выпущенный в 1996 г. выпуск еврооблигаций. В результате в бюджете, по словам Задорнова, возникает "дыра". Он оценивает ее в $6,5 млрд.

Дополнительных доходов в таком объеме правительство получить не сможет. Как заявил первый заместитель министра финансов Сергей Игнатьев, в сентябре и первой половине октября доля доходов федерального бюджета к ВВП составила 15%, в то время как в мае она достигла 19,8%. И это при том, что в сентябре цены на нефть находились на рекордном уровне. "Поскольку в бюджете заложено 15,4%, то я сомневаюсь, что у нас есть резервы роста собираемости доходов", - сказал Игнатьев.

Именно поэтому отсрочка выплат Парижскому клубу становится ключевым фактором, от которого зависит исполнение бюджета. А она невозможна без "знака качества", которым может пометить экономическую программу российских властей только МВФ.

По оценке двух видных думцев, Задорнова и главы банковского комитета Александра Шохина, важнейшее условие для получения этого "знака качества" - это сейчас реструктуризация банковской системы. Она особенно важна для МВФ, потому что в последние два года в этой области мало что делалось. А требования фонда хорошо известны: выход ЦБ из капитала банков, ликвидация слабых банков и ужесточение надзора за оставшимися. "Кроме того, это не очень озвучивается, но за всеми этими требованиями так или иначе стоят крупные иностранные банки", - считает Задорнов.

До конца года России предстоят тяжелые переговоры с фондом. Ожидается, что они начнутся в ноябре и будут длиться около полутора месяцев. Если переговоры пройдут удачно, к февралю, по прогнозу Задорнова, МВФ одобрит двухлетнюю экономическую программу, предусматривающую финансирование только в экстренных случаях. Тогда правительство сможет начать переговоры о двухлетней отсрочке платежей с Парижским клубом.

Председатель ЦБ Виктор Геращенко, который не согласен с критикой в свой адрес за слишком медленную реструктуризацию банковской системы, согласен, что договоренность с МВФ и последующая сделка с Парижским клубом России очень нужны. "Одна из задач нынешнего дня - достижение параметров, которые удовлетворили бы МВФ, чтобы Парижский клуб сел за стол переговоров", - сказал глава ЦБ на конференции.

Однако, несмотря на то что властям надо спешить, согласия в том, что надо делать, у них нет. По словам Геращенко, идея правительства вырастить крупные госбанки проблем сектора не решит. По его словам, в стране множество мелких предприятий, с которыми крупные банки не могут и не должны работать.

Возможно, и правительству гораздо более выгодны разговоры о его активности в банковском секторе, чем реальная активность. Поэтому никаких официальных заявлений о банковской реформе не делает ни Михаил Касьянов дома, ни Сергей Игнатьев в Дублине. Замминистра финансов, который отвечает в Минфине за разработку программы реформирования госбанков, сказал в беседе с "Ведомостями", что этот вопрос "слишком деликатный" и говорить о нем до окончания разработки каких-то конкретных предложений рано. А пока думцы пытаются воспрепятствовать "неофициальным" планам правительства. По словам Шохина, в его комитете сейчас готовится законопроект, который ограничит участие государства в кредитных организациях специализированными агентствами, подобными американскому Ex-Im Bank.