AT&T: распад империи


Крупнейшая американская корпорация AT&T, более 100 лет связывавшая США воедино своими беспроводными и кабельными сетями, вступила в период разделения. Еще несколько десятилетий назад AT&T являлась примером корпоративного процветания и прочности. Корпорация, которая до 1984 г. называлась Bell System, обеспечивала услугами телефонии и богатых брокеров с Уолл-стрит и фермеров из сельской глуши.

К 70 - 80-м компания "обросла жирком", в то время как телекоммуникационный рынок становился все более жестким и требовательным. В 1984 г. заключенный AT&T согласительный договор обязал компанию продать бизнес местной телефонии. Появились так называемые Baby-Bells: Verizon Communications, SBC Communications, Qwest Communications и BellSouth Corp. С тех пор AT&T пыталась удержать в своих руках весь набор услуг связи, стремясь охватить индивидуальных и корпоративных абонентов, передачу голоса и данных, развивая кабельную и беспроводную инфраструктуру.

Сделанное в среду объявление о разделении AT&T на четыре самостоятельные компании ознаменовало конец целой эпохи в мире коммуникаций. Старейшая компания, долго следовавшая принципу "Одна система, одна стратегия, универсальные услуги", провозглашенному бывшим председателем правления AT&T Теодором Вейлом, наконец вынуждена сдать его в архив. Нынешний руководитель AT&T Майкл Армстронг, потративший свыше $100 млрд на развитие кабельной сети, признал, что компания больше не в состоянии обеспечивать былую универсальность.

На заре своей истории, в 1902 г., Bell приходилось конкурировать с 1500 независимыми телефонными компаниями, но поскольку она владела междугородной сетью, то могла сдерживать конкурентов, попросту не допуская их к своей национальной сети. Положение монополии постоянно вызывало беспокойство правительства и Конгресса. До 1950 г. Bell не раз приходилось отражать нападки со стороны Федеральной комиссии по связи и антимонопольных организаций, но компания выходила из этих схваток непобежденной. В то же время внутренняя политика компании была нацелена на поощрение у менеджеров конформизма, стремления к единообразию. В результате, когда рыночная ситуация изменилась, компания оказалась не готовой к новым условиям.

Нынешнее разделение AT&T должно, по замыслу Армстронга, возродить новаторский дух и предприимчивость у сотрудников, расшевелить их. Пока же акции компании, рыночная стоимость которой с января сократилась более чем на $70 млрд, колеблются около низшей за всю ее историю отметки. (WSJ, 26. 10. 2000)