Вечные оптимисты


Финансовые аналитики имеют преимущество перед остальными участниками рынка, поскольку получают информацию на закрытых брифингах, и это подрывает доверие инвесторов. С такими обвинениями на прошлой неделе выступило Управление по финансовым услугам, регулирующий орган финансового сектора Великобритании. Однако если аналитики и обладают эксклюзивной информацией, то демонстрируют они свою информированность весьма забавным способом. В самый разгар бума на акции компаний ТМТ-сектора (технологии, медиа, телекоммуникации) в начале 2000 г. большинство аналитиков призывали инвесторов вкладывать в этот сектор все новые деньги. Завоевать репутацию крупного аналитика было проще простого: сделай кажущийся невероятным прогноз роста цены на акции какой-нибудь компании - и наблюдай, как цена идет вверх. В январе, например, Артур Ньюман из Schroder поднял ожидаемую цену на акции Yahoo! с $350 (до проведенной компанией разбивки акционерного капитала на большее число акций с меньшим номиналом) до $600, в результате цена в тот день выросла почти на 4%. (Сейчас акции Yahoo! торгуются по $56, что соответствует цене в $112 до разбивки акций). Чем более экстравагантным был прогноз, тем лучше: инвесторам было к чему стремиться. Традиционные методы оценки акций перестали интересовать аналитиков, поэтому можно было с такой же легкостью заявить, что акции компании Х стоят $200, как и то, что они стоят $100. Удивительно, как мало аналитиков призывали трезво взглянуть на акции ТМТ-сектора. Возьмем интернет-аукцион QXL.com. Акции этой компании были среди самых "горячих" на рынке в январе - феврале этого года. Пора фиксировать прибыль? Нет, сказал Goldman Sachs. В феврале в бюллетене, озаглавленном "Набор критической массы", инвестиционный банк инициировал скупку акций, имевших чрезвычайно высокий рыночный рейтинг и прогнозную цену 400 пенсов. Сказать, что с тех пор акции QXL упали, - значит не сказать ничего. При выпуске бюллетеня цена была 350 пенсов, а в прошедший четверг вечером - 27 пенсов. Deutsche Bank в начале марта настоятельно рекомендовал покупать акции французского конгломерата Vivendi. "Реорганизованная группа заслуживает цены в 160 евро ($133) за акцию", - говорилось в заявлении банка, когда цена была 125 евро. В четверг она упала до 80,5 евро. Даже Генри Блоджет из Merrill Lynch, ставший звездой в декабре 1998 г., когда поставил прогнозную цену для акций Amazon.com в $400, запятнал свою репутацию. В конце февраля он заявил, что акции America Online в свете предполагавшегося слияния с Time Warner "недооценены почти по всем показателям". В его докладе говорилось, что цена акций America Online может достигнуть $90 в течение года-полутора, тогда как цена акций Time Warner в течение того же периода - $135. Девять месяцев спустя акции торгуются по $46,7 и $70,54 соответственно. Аналитики испытывают значительное давление, заставляющее их поддерживать "бычьи" настроения. Компании возмущаются, когда аналитики дают рекомендации продавать их акции. Большинство аналитиков работают на инвестиционные банки, продающие свои услуги руководителям компаний, чтобы те могли организовать эмиссию для привлечения средств или поглощение; банки не смогут развивать бизнес, если не будут оптимистично смотреть на перспективы фондового рынка. Возьмите британского интернет-провайдера Freeserve. В феврале 2000 г. его акции стоили уже в пять раз больше, чем при размещении. А капитализация ее материнской компании Dixons была меньше, чем стоимость принадлежащих ей 80% акций Freeserve. Либо Dixons была серьезно недооценена, либо Freeserve оказалась слишком дорогой. Однако из 16 брокеров, отслеживавших в то время акции Freeserve, никто не дал рекомендации продавать. Акции тогда торговались по 700 - 800 пенсов; при закрытии в четверг они стоили 161 пенс. (FT, 28. 10. 2000)