ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Деньгократия


К своему очередному четверговому заседанию правительство уже должно иметь на руках подготовленный Минимуществом проект закона о национализации. Слово это имеет для России крайне неприятный контекст, поскольку за его спиной сразу маячит призрак коммунизма со всеми вытекающими в виде крови миллионов невинных людей последствиями. Между тем никакой серьезной национализации ждать не приходится - и вовсе даже не потому, что правительство честно признается в отсутствии денег на выкуп у собственников понравившихся ему предприятий. В конце концов, в России до сих пор можно действовать без всяких денег и без всякого закона.

Причина в другом. На наших глазах формируется некий новый для постсоциалистической России тип исполнительной власти. Условно его можно назвать "деньгократия". Подобно тому как доблесть любого средневекового правителя состояла в приращении территорий, доблесть любого нынешнего российского федерального министра состоит в приращении финансового веса министерства. За деньги для собственного ведомства, за право распоряжаться реальными финансовыми потоками одинаково рьяно сражаются, например, такие разные люди, как министр по атомной энергии Евгений Адамов, министр природных ресурсов Борис Яцкевич и министр культуры Михаил Швыдкой.

В таких условиях национализация становится для министров бессмысленной. Она не приносит быстрых денег (наоборот, по закону их придется отдавать) и может быть использована только как карательное средство против неугодных государству бизнесменов. К тому же отчужденными предприятиями еще надо управлять, а наше государство в деле топ-менеджмента не слишком сильно. Гораздо более прибыльным делом может стать участие в приватизации. Например, Министерство культуры готовит проект приватизации "Мосфильма" - хорошая земля в центре города вкупе с национализацией (на сей раз - национализацией) коллекции мосфильмовских картин дает хорошие деньги профильному министерству, автоматически увеличивая его политический вес.

Деньгократия может восприниматься и как некий реванш федерального центра в борьбе с губернаторами. Региональные лидеры давно поняли, что конкретная власть над конкретными деньгами обеспечивает им максимальную прочность положения. Представители федеральных ведомств в лоббистских интригах на высоком уровне в значительной мере утратили способность легально контролировать финансы по основному профилю деятельности.

Быть может, еще никогда в новейшей российской истории проблема финансовых возможностей и конкретных полномочий отдельно взятого министерства не была так явно выдвинута на первый план, как сейчас. Для этого есть вполне объективные причины - исторических потрясений вроде бы не намечается, рыночная экономика построена и правительству остается заниматься достаточно рутинной работой. С другой стороны, у государства благодаря выгодной внешнеэкономической конъюнктуре действительно появились деньги, дележ которых становится вполне естественной сферой приложения усилий министерств и ведомств. Наконец, в намечающемся ущемлении полномочий регионов в пользу центра федеральные ведомства должны демонстрировать, кто в доме хозяин. А вы говорите - "национализация"...

Автор - обозреватель газеты "Известия". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей"