ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Газ для всей семьи


Если новое югославское правительство выполнит свое намерение по расследованию деятельности компании Progress Gas Trading, связанной с бывшим премьер-министром Сербии и одним из наиболее известных представителей клана Милошевича Мирко Марьяновичем, вся российская внешняя политика последнего десятилетия может предстать в совершенно ином свете. Я бы сказал - гораздо более связанной с интересами крупного бизнеса, чем это кажется на первый взгляд. До последнего времени казалось, что российское руководство проводит тот или иной внешнеполитический курс, сообразуясь с собственными интересами или с собственными представлениями об интересах страны. А бедные бизнесмены вынуждены - так как ценят эксклюзивные отношения с властью, сделавшей их "олигархами", - просто следовать за политиками. Так из-за поддержки российским руководством режима Слободана Милошевича и образовался многомиллионный долг "Прогресса" "Газпрому" - а российская газовая монополия между тем вынуждена была себе в убыток поставлять газ в разоренную страну и лишь накануне краха Милошевича смогла, наконец, прекратить поставки и спасти народное добро...

Югославское расследование - если оно, опять-таки, произойдет - способно оказаться первым шагом в понимании того простого факта, что задолженность - лишь часть сложной схемы, которая, в конечном счете, лишь содействует обогащению российской газовой монополии. И речь здесь идет не только о "Газпроме". Подобным образом - ни для кого это не секрет - действуют практически все российские энергокомпании. Разумеется, подобные схемы не вырисовываются где-нибудь в благополучной Западной Европе. Тем более что во всех этих Германиях и Франциях российские энергобароны хотят выглядеть благополучными предпринимателями, уважающими закон и представляющими собой элиту мирового бизнеса. Но в странах с криминализированной, или, как любят говорить, с переходной экономикой сам климат содействует рождению удобных схем. Достаточно посмотреть на географию задолженности "Газпрому", чтобы увидеть неуловимое сходство во всех этих режимах. Уровень демократии, конечно, может быть различен - я не стал бы сравнивать Югославию Милошевича с Белоруссией Лукашенко, а Белоруссию Лукашенко с Украиной Кучмы, но главное - все это государства с экономикой, жестко регулируемой первым лицом. Поэтому сохранение столь удобных партнеров на переговорах в интересах прежде всего полугосударственного российского энергобизнеса, способного донести свою позицию до государства и замаскировать ее риторикой о величии, союзниках и сфере влияния.

Правда - в неискренности любых союзнических отношений, основанных не на заинтересованности тех или иных государств в таком уровне связей с Россией, а исключительно на заинтересованности частных лиц, занимающих те или иные должности. Вспомним, с каким трудом в России осознавали, что незаменимый партнер по переговорам Павел Лазаренко превратился не просто в экс-премьера Украины, но в заключенного американской тюрьмы. Возможно, что экс-премьера Сербии и главу "Прогресса" Мирко Марьяновича ожидает та же судьба... Но и в украинском, и в югославском случае речь идет лишь о покупателях российского газа - вероятно, бесстыдно обманывавших наивных продавцов?