ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Русский с китайцем. ..


Поездка в Пекин российского премьер-министра Михаила Касьянова выглядит куда более показательным с точки зрения развития двусторонних отношений событием, чем многочисленные президентские встречи в галстуках и без них. Потому что во время предыдущих бесед между российскими и китайскими руководителями все сводилось в основном к благожелательной риторике. Если при определенном умственном напряжении можно еще было представить, в чем заинтересована Россия - а это заинтересованность прежде всего идеологическая, желание в союзе с Китаем представлять некую псевдоальтернативу Соединенным Штатам, - то почти невозможно было понять, в чем же на самом деле заинтересован Китай.

Визит Касьянова частично дал ответ на этот вопрос. В оружии. Вернее, в той военной технике, которую Запад отказывается поставлять Пекину. И китайцы, и россияне не забыли еще скандальной истории с сорвавшейся российско-израильской поставкой самолетов раннего предупреждения, чтобы не сделать из этого своих выводов. Россияне - простой: если это не нравится американцам, то это может быть хорошо и дорого. Китайцы - более сложный: продолжим закупать оружие на Западе, но когда его закупкам противодействуют из Вашингтона, обратимся к Москве.

Так возникла достаточно любопытная модель военно-технического сотрудничества России и Китая. При этом, радуясь финансовым поступлениям, жизненно важным для российского военно-промышленного комплекса, никто в Москве и не пытается мыслить стратегически и задаться вопросом о том, выстоит ли этот комплекс в противостоянии с вооружаемым из двух источников восточным соседом.

Коммунистический режим в Китае - не навсегда: мы, бывшие жители одной шестой части суши, можем поделиться с китайцами опытом, что вечного коммунизма не бывает. Но если смерть советского коммунизма наступила вследствие раздела одной шестой части на разные куски, кусочки и клочочки, то смерть китайского может наступить как раз благодаря благородной идее объединения родины. Уже сейчас военные наблюдатели утверждают, что поставляемые из России самолеты могут быть задействованы "на тайваньском направлении". Но в случае поглощения Китаем Тайваня престарелый коммунистический режим Китая может вполне заменить молодое амбициозное национальное правительство. При этом и компартия никуда не денется, просто объединится с Гоминьданом в Народную партию - и будет кому с российским премьером поговорить по-русски. Но языком ультиматумов.

Потому что в новом Китае будут прекрасно осознавать, насколько слабого и беспомощного соседа имеет страна в лице России. Китайская экспансия сегодня объективно сдерживается коммунизмом и объединением родины. Что будет делать Россия, когда китайский коммунизм рухнет, родина объединится, а оружие останется? России следовало бы не радоваться собственным прибылям от вооружения соседней страны, а ужасаться западному участию в этом вооружении. В этой связи почти анекдотически выглядят слова российского премьера о желательности формирования оси Россия - Китай - Индия, сказанные на фоне подписания военных контрактов. Уж где-где, а в Дели эти документы будут изучать с особой тщательностью, уже представляя себе возможные угрозы и сценарии будущих столкновений...