Через две недели


Руководство банка заявляет, что единственной альтернативой предложенным условиям является банкротство, однако в этом случае денег хватит только на первые две очереди – частных вкладчиков и работников банка. “Таким образом, в случае ликвидации банка будет нанесен крупный материальный ущерб государству”, – говорится в обращении.

Видимо, нынешние руководители банка рассчитывают на то, что в госорганах работают не мазохисты, – ведь именно государство является крупнейшим кредитором Мост-банка. Ранее представители временной администрации банка заявляли, что его общая задолженность составляет около $650–700 млн, из них $300 млн – гарантии, которые банк предоставлял в том числе и Минфину по различным проектам “Медиа-Моста”. Еще $120 млн банк должен Минфину за крупный пакет валютных облигаций, полученный в доверительное управление в 1996 г. Примерно по $25 млн банк должен московским властям и таможенникам. И лишь $130 млн приходится на кредиторов, в сговорчивости которых “Мост” может не сомневаться, – Центробанк, предоставивший ему в 1998 г. стабилизационный кредит, и Внешторгбанк.

Многие кредиторы пока не получили условий реструктуризации и поэтому не могли комментировать предлагаемую сделку. Однако, как заявил “Ведомостям” представитель одного из коммерческих кредиторов, при банкротстве получить все равно ничего не удастся, и это серьезный аргумент в пользу “Моста”.

Представитель Государственного таможенного комитета сообщил “Ведомостям”, что пока официальных бумаг из банка в адрес ГТК не поступало. “Однако мы готовы рассмотреть любые предложения. Наша задача – получить в бюджет деньги”, – сказал он.

По оценке банковского аналитика компании “Тройка-Диалог“ Андрея Иванова, предложенные “Мостом” условия выглядят более привлекательными, чем в случае с другими проблемными банками, например “Российским кредитом”. По его оценке, по приведенной стоимости кредиторы смогут получить до 70% своих вложений. Иванов считает, что условия “Моста” имеют хорошие шансы быть принятыми.

Однако некоторые кредиторы уже начали судиться с “Мостом” и получили исполнительные листы. Если в середине ноября ЦБ не продлит действие временной администрации в Мост-банке, перестанет действовать и мораторий на выплаты кредиторам. И приставы начнут списывать с банка деньги в пользу выигравших иски. Кроме того, в начале декабря “Мосту” предстоит суд с Минфином. Сумма иска весьма велика – $120 млн.

Однако, по словам Иванова, опыт других банков свидетельствует о том, что госорганы, как правило, не противятся реструктуризации обязательств проблемных банков. Возможно, что и в этом случае Минфин не хочет доводить “Мост” до банкротства. И подача иска в суд – способ давления на банк.

Однако, согласившись на реструктуризацию “Моста” и получив от ВТБ 10-летние гарантии погашения долгов, кредиторы становятся заложниками политической неопределенности уже вокруг самого ВТБ. Представители государства говорят, что рано или поздно Внешторгбанк будет приватизирован. И тогда его гарантии будут стоить гораздо меньше, чем сейчас.