Инвесторы оживились


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Гостиничный бизнес Санкт-Петербурга становится все более привлекательным объектом инвестиций. Поток иностранных туристов на родину российского президента позволил поднять цены в гостиницах, а значит, снизился срок окупаемости для строящихся отелей. "Заполняемость в октябре у нас такая же, какая была этим летом, - около 80%. Это близко к пределу", - говорит коммерческий директор гостиницы "Москва" Вячеслав Ращупкин. В следующем году "Москва" намерена поднять расценки на несколько процентов, объясняя это улучшением качества номерного фонда. В гостинице "Октябрьская" уже так сделали: средняя заполняемость снизилась примерно на 10%, но доход гостиницы за прошедший сезон увеличился в 1,8 раза. "Изменив ценовую политику, мы сознательно пошли на снижение количества постояльцев", - объяснил генеральный директор гостиницы Владимир Иванов. По данным городской администрации, количество иностранных туристов в первой половине 2000 г. выросло на 16% по сравнению с тем же периодом 1999 г. Сезонный спад, начинающийся обычно в сентябре, в этом году отложен по крайней мере до ноября. По мнению Сергея Корнеева, директора северо-западного регионального отделения Российской ассоциации туристических агентств (РАТА), для необычного наплыва туристов есть несколько причин: политическая стабильность, интерес к Петербургу как к родине российского президента. Кроме того, туристов привлекает обилие культурных и спортивных мероприятий, на которые был богат осенний сезон 2000 г. По прогнозам операторов рынка, в следующем году средняя стоимость ночевки в отелях среднего класса должна возрасти с $30 - 35 до $40 и более. Такая ситуация на туристическом рынке должна изменить и настроение инвесторов. "Гостиничный бум начинается через три-четыре года после туристического", - предсказывает Корнеев. По его оценке, сейчас гостиницы с числом номеров не более 50 занимают меньше 10% на петербургском рынке гостиничных услуг, однако эта доля в ближайшие годы вырастет. Затраты на оборудование одного номера у них те же, что и у больших отелей ($70 000 - 150 000), а вот окупаются они быстрее. "Предполагаемая окупаемость вложений в [реконструированную] мини-гостиницу составляет около одного года", - говорит генеральный директор ГУП "Инпредсервис" Борис Морозов. "Инпредсервис" обслуживает преимущественно представительства иностранных компаний и располагает собственным номерным фондом, который собирается увеличивать. Строительство мини-гостиницы "с нуля" занимает от двух до восьми лет, и Корнеев утверждает, что в Петербурге сейчас строится как минимум 10 таких гостиниц.

Как правило, подобные объекты создаются под заказы конкретной туристической компании, специализирующейся на въездном туризме, или как бизнес-центры. Проблем с заполняемостью они не имеют и в рекламе не нуждаются. Поэтому вся информация об их строительстве хранится в тайне. "Нам невыгодно называть строящуюся гостиницу гостиницей, так как на подготовку сертификата безопасности уходит очень много времени. А без него отель работать не может. Кроме того, повышенный интерес к гостиницам проявляет налоговая инспекция", - объяснил представитель компании-инвестора, пожелавший остаться неназванным.

Однако неиссякающий поток туристов в северную столицу может подвигнуть инвесторов и к строительству более крупных объектов. Так считает, например, исполнительный директор консультационной фирмы "Интер-Консалт" Сергей Ковалев. По его словам, инвесторы сейчас не просто присматриваются к объектам, но и платят за так называемую подготовку документов и проведение согласований, необходимых для начала строительства. "Срок окупаемости большинства проектов, предполагающих строительство средних и крупных отелей, составлял в начале года 15 - 17 лет, - раскрыл причины возросшей активности инвесторов Ковалев. - Потенциальных инвесторов это не устраивало. К окончанию сезона стало ясно, что в расчеты нужно закладывать новые расценки, и это позволило сократить срок окупаемости до 10 - 12 лет". По его словам, благодаря использованию новых схем финансирования время возврата вложенных в строительство отелей денег уменьшилось до восьми лет, что уже является приемлемым сроком для гостиничного бизнеса. "Интер-Консалт", в частности, работает над двумя проектами строительства высококлассных гостиниц на 100 - 200 номеров. "В дополнение к уже имеющимся заказам мы получили заказы от двух российских и одной иностранной компании на разработку предпроектных предложений", - сказал Ковалев. По словам генерального директора ОАО "Петербургские отели" Александра Захарова, городу необходимо еще около 10 000 гостиничных номеров. Сейчас "Петербургские отели" ведут подготовку технической документации по двум туристическим комплексам, которые будут включать в себя и гостиничные номера. В числе инвесторов, по словам Захарова, британские инвестиционные компании, а также российская фирма, которая никогда не занималась туристическим бизнесом.