ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Музыка вместо сумбура


Россию ждет очень содержательный, может быть, самый содержательный год в ее пореформенной истории. В 2001 г. должны произойти или по крайней мере начаться экономические реформы, по масштабам вполне сопоставимые с ельцинско-гайдаровскими реформами 1992 г. Выражение "структурные реформы", от которого уже давно тошнит аналитиков, уставших его произносить, обретет плоть и кровь. Или не обретет.

В течение ближайших 12 - 15 месяцев правительству придется решать эпохальные задачи. Как именно расчленять "Газпром", а также РАО "ЕЭС России". Превращать ли Министерство путей сообщения в официальную коммерческую структуру и какую форму собственности в случае такого превращения избрать. Наконец, что делать с атомной энергетикой, которая хочет торговать своей продукцией сама, а не через РАО ЕЭС.

На этом фоне государству предстоит определиться с принципами пенсионной и жилищно-коммунальной реформ. Впрочем, принципы просты и жестоки: за коммунальные услуги население рано или поздно все равно будет платить 100% их стоимости, а пенсионная система все равно рано или поздно станет накопительной - мы будем зарабатывать на старость себе лично, а не пенсионерам вообще.

Одним словом, какой бы далекой "музыкой высших сфер" ни казались нам эти самые структурные реформы, их социальные последствия на своей шкуре ощутит почти каждый житель России. Как всегда в таких случаях, есть серьезные опасения, что правительство и президент не решатся проводить непопулярные реформы. На саммите АТЭС в Брунее Путин произнес ключевые слова о "дальнейшей либерализации" российской экономики, но давно замечено: наш президент всегда говорит то, что от него ожидают услышать в данное время в данном месте.

Все вышеперечисленные реформы по большому счету являются главным содержанием правления второго президента, сколь бы долго они ни продлились. Вместе с "федерализацией" России они должны завершить эпоху революций в стране и открыть не эпоху реакции, как это, к сожалению, почти всегда случалось в нашей истории, а нормальный эволюционный процесс развития страны.

Собственно, именно в этих реформах и заключена преемственность курса, которую попытался обеспечить первый президент, когда выбирал стране второго. Ельцин в самом начале правления был куда более решителен, чем потом, и, по сути, в первые два года царствования заложил базовые основы нынешней российской государственности и экономического строя. Для Путина начальная стадия правления также наиболее выгодна с точки зрения радикальных реформ, тем более что изменения в естественных монополиях и оплате коммунальных услуг откладывать на потом все губительнее для экономики, а значит, в конечном счете и для граждан.

Ни борьба с олигархами, ни усиление влияния государства на средства массовой информации никакого смысла для утверждения нынешней российской власти в истории не имеют. Получим очередной сумбур вместо музыки. Музыкой вместо сумбура станет завершение бесконечного переходного периода.

Автор - редактор отдела экономики "Известий". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей".