ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Временное правительство


Процитированное "Независимой газетой" новосибирское заявление президента Путина о том, что он разгонит правительство, если оно не решит проблему с продажей цветных металлов, по идее должно было пройти незамеченным. Ведь очевидно, что это обычное популистское заявление: почему это из-за цветных металлов нужно разгонять целое правительство? Но реакция политического истеблишмента на путинское заявление была куда более серьезной. Потому что знающие люди понимают: президент не оговорился, а проговорился. Он очень хотел бы разогнать это правительство, только пока не знает за что. Вот и радуется любой мелочи, чтобы напомнить кабинету о его дальнейшей судьбе.

Вряд ли стоит укорять президента за такое раздраженное отношение к собственному правительству. Дело даже не в том, что в постсоветских президентских республиках правительства всегда раздражают президентов: у Ельцина было семь премьеров, у Кучмы - пять, у Назарбаева - четыре. И только там, где президент отвечает за все, не опасаясь за последствия, - где-нибудь в Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, - фамилию главы кабинета не помнит сам президент, не то что граждане... В России даже при очень сильном президенте премьер - неизбежный конкурент с точки зрения дележа властных полномочий. Возлагая на него ответственность, глава государства просто вынужден делиться властью.

А теперь вспомним, как формировалось это правительство. Нет, не при Путине - при Степашине, которого попросту не допустили к процессу формирования собственного кабинета. Так что уже было назначенному вице-премьером и министром финансов Михаилу Задорнову пришлось уйти в отставку, когда "семья", теперь рассредоточившаяся по обоим берегам Атлантики, настояла на назначении руководителем Минфина нашего милейшего, обаятельнейшего и удачливейшего Михал Михалыча - будущего первого премьер-министра при Путине. Назначенный премьером, Путин практически сохранил все тот же состав кабинета, а Касьянов сделал в нем лишь косметические изменения. Да, это то самое правительство. Я не вдаюсь в обсуждение вопроса, плохое оно или хорошее. Я мог бы даже считать, что это один из лучших кабинетов за последние 10 лет, и что с того? Это не правительство Владимира Путина. Именно поэтому президент всегда будет относиться к нему с опаской, ожидая только момента, когда он сможет сформировать собственный кабинет.

Остается только рассчитывать, что это будет кабинет специалистов. Но постоянно циркулирующие в кулуарах власти слухи о том, что новым главой правительства России станет отставной генерал ФСБ Сергей Иванов, позволяют сделать вывод, что президент относится к формированию правительства не как к экономической, а как к политической задаче. А зря. Потому что "политическое" правительство генерала Иванова могло бы успешно руководить Россией сегодня, пока высоки и цены на нефть, и рейтинг президента. В ситуации же, когда цены и рейтинг станут, обгоняя друг друга, сталкивать страну к новому кризису, президенту Путину будут очень нужны экономисты. Но поскольку избавиться от нынешнего кабинета президент сможет как раз благодаря кризису, можно предположить, что все случится с точностью до наоборот: выводить Россию из периода экономических трудностей и политических разочарований попытается "политическое" правительство, которому Путин будет доверять куда больше, чем нынешнему.