СТРАТЕГИЯ: Якудза меняет стратегию


В октябре японские правоохранительные органы арестовали Масафуми Оканду, руководителя интернет-компании Liquid Audio Japan. Его обвинили в похищении бывшего коллеги, собиравшегося основать конкурирующую фирму. Сейчас полиция пытается установить возможные связи Оканды с организованными преступными группировками - якудза.

Тот факт, что организованная преступность играет заметную роль в национальном бизнесе, для Японии не новость. Новость в том, что якудза проникли в один из наиболее юных секторов японского рынка: самая маленькая, самая молодая интернет-компания, как правило, уже имеет связи с весьма сомнительными деловыми партнерами.

До недавнего времени якудза интересовали в основном крупные корпорации. Сокайя, или корпоративные рэкетиры, - категория вымогателей, которая существует в Японии на протяжении многих лет. Приобретая небольшие пакеты акций той или иной фирмы, они получают право участвовать в собраниях акционеров. Это дает им возможность шантажировать администрацию компании, угрожая разглашением конфиденциальной информации. Для давления на руководство используется и компромат. В связях с группировкой сокайя подозреваются многие банки и самые крупные компании.

Однако в последнее время традиционным рэкетирам стало гораздо труднее работать. Правоохранительные органы вплотную занялись проблемой вымогательства денег у корпораций. Но у преступников появились новые жертвы: технологический бум и волна размещений акций на вновь созданной бирже Nasdaq Japan привлекли внимание рэкетиров.

Для преступников такие компании представляются легкой добычей. Как правило, их возглавляют молодые предприниматели, которые отчаянно нуждаются в дополнительном финансировании и при этом не могут похвастаться обширными связями в деловом мире.

Сейчас, по свидетельству юристов, якудза стали использовать новую тактику. Они представляются опытными предпринимателями с хорошими связями. Кроме того, иногда они предлагают помочь в разрешении административных затруднений. Ничего не подозревающие руководители компаний часто делают новоявленных благодетелей своими постоянными консультантами.

В конце концов якудза оказывается в числе инвесторов еще до размещения акций на бирже или представляет компанию своим "коллегам", которые и приступают затем к вымогательству, используя самые различные методы.

Один из руководителей интернет-компании так описывает попытку якудза проникнуть в компанию, где он работал. "Этот парень обладал хорошими связями - он был сыном одного из очень крупных бизнесменов. Он перевел на счет компании около $100 000. Теперь поставьте себя на место президента. Вы в отчаянном положении. Нужны деньги. На счету компании появляется кругленькая сумма. Отказаться было очень трудно, однако в конце концов мы попросили банк вернуть перевод отправителю".

Сами сделки могут выглядеть вполне законно. "Они вымогают деньги без выкручивания рук, - говорит Хидеюки Такасима, адвокат из токийской фирмы Takayama & Partners, который написал книгу о деятельности японских преступных группировок. - Они придумывают удобные способы выплаты дани".

Например, якудза могут потребовать, чтобы компания закупала офисное оборудование и предметы обстановки по явно завышенным ценам у фирмы, принадлежащей одной из преступных группировок. Выдвижение подобных требований преследует двоякую цель. С одной стороны, якудза получают деньги, с другой - дополнительную информацию о компании.

Проникновение преступных группировок в интернет-компании поставило правоохранительные органы в крайне затруднительное положение. Зачастую бывает чрезвычайно сложно добыть информацию, которой оказалось бы достаточно для официального возбуждения дела. Арест Оканды оказался возможен только после того, как компания сама обратилась с просьбой о проведении расследования. Сейчас наиболее простым решением проблемы стал бы более тщательный отбор деловых партнеров со стороны самих компаний.

Впрочем, далеко не все готовы следовать нехитрой рекомендации. Далеко не все готовы идти в полицию или обращаться за советом в "компетентные органы". "Если связь с преступной группировкой позволяет компании чувствовать себя увереннее и добиваться хороших результатов, руководство не станет сообщать в полицию о контактах с якудза", - говорит Касуо Каваками, бывший сотрудник Национального полицейского агентства, а ныне адвокат, работающий с Liquid Audio Japan.

На прошлой неделе в качестве одной из мер по борьбе с якудза Токийская фондовая биржа ввела более жесткие правила по проведению первоначального предложения на бирже Mothers. Национальное полицейское агентство заявило о намерении ввести практику обмена информацией между правоохранительными организациями о компаниях, подозреваемых в связях с якудза.

Впрочем, по мнению финансовых аналитиков, Японии предстоит сделать еще очень много, чтобы очистить национальную экономику от криминальных элементов и вернуть ей доверие международных инвесторов. При этом попытки "отбелить" имидж японского бизнеса на международном рынке могут привести к обратному результату. Публикация данных о количестве компаний, подозреваемых в связях с якудза, может опять отвратить международных инвесторов от японского рынка. "Когда слышишь, что одна-две компании уличены в связях с бандитами, начинаешь думать, что на самом деле таких компаний гораздо больше", - говорит один из сотрудников инвестиционного банка. (FT, 26. 11. 2000)