Цена мира


Решение палестинского руководства добиваться от Израиля дальнейших уступок с помощью силы привело к почти полному разрушению экономики Палестины.

Пальба из автомата Калашникова не способствует ни производству товаров и услуг, ни поступлению крупных инвестиций, необходимых для создания новых рабочих мест и спасения палестинцев от ужасающей нищеты.

Целью договора, подписанного в 1993 г. в Осло, было установить взаимное доверие между арабами и израильтянами. Израиль должен был вернуть территории, имеющие для него стратегическое значение, а за это Палестина должна была признать за Израилем право на существование.

Однако меры по укреплению доверия между политиками не могут привести к достижению мира. Мир будет возможен, если в жизни людей произойдут коренные улучшения. В Осло этот вопрос решен не был.

Вместо того чтобы укреплять законность и создавать условия для развития экономики, правительство Палестины использовало школы и средства массовой информации для разжигания ненависти к евреям и пропаганды идеи, что Израиль можно уничтожить, объявив ему джихад.

Палестинские лидеры предпочли не замечать актов агрессии в отношении Израиля, за которыми последовало окружение ряда палестинских поселений, что привело к вынужденному бездействию более 100 000 палестинцев, главным образом в секторе Газа. Эти люди производили около пятой части ВВП Палестины.

Лишь малая часть многомиллиардной международной помощи, полученной правительством Палестины, дошла до нуждающихся или была удачно инвестирована.

Крупные суммы тратятся на нужды раздутого бюрократического аппарата, 40-тысячной армии и семи служб безопасности. Немалая часть средств была переведена на личные банковские счета приближенных Арафата.

Правительство и семь служб безопасности управляют страной, прибегая к террору, вымогательству, похищениям людей и пыткам. Они отпугнули многочисленных бизнесменов-палестинцев, проживающих за границей и готовых оказать помощь в создании национальной экономики.

Действия израильских властей тоже не способствовали укреплению экономики Палестины. Шимон Перес, которому удалось раздобыть несколько миллионов долларов для экономических проектов, нацеленных на достижение экономического процветания и мира в регионе, в бытность премьер-министром Израиля продолжал препятствовать свободному движению товаров и услуг.

Израиль продолжает блюсти интересы израильских монополий и держит свой рынок закрытым для тех товаров палестинского производства, которые оказываются лучше израильских: сельскохозяйственной продукции, строительных материалов, одежды, обуви.

Со времени подписания договора в Осло уровень жизни палестинцев снизился на 50%. Безработица в некоторых районах достигает 40%. Незанятой молодежи, готовой принять участие в акциях протеста, предостаточно. Агрессивность многих палестинцев объясняется их нищетой, а Арафат умело использует ее против Израиля.

Единственная возможность ограничить конфликт и сделать его управляемым - обеспечить экономический рост. Страны, стремящиеся установить мир в регионе, должны добиться перемирия и направить все имеющиеся у них средства на ускорение темпов экономического роста. Израиль должен децентрализовать собственную экономику и создать условия для свободной торговли с палестинцами. Экономическое сотрудничество помогло принести мир на европейский континент. То же может произойти и на Ближнем Востоке. (FT, 19. 11. 2000) Автор - директор израильского Центра социального и экономического развития